Как можно хорошо играть в футбол. Как хорошо играть в футбол. Футбольные упражнения на развитие техники

Ни один человек не рождается с врожденными навыками игры в футбол. Для того чтобы развить свои сильные и укрепить слабые стороны, требуются годы тренировок. Например, игрок может быть очень быстрым, но не слишком сильным, или он может хорошо подавать угловые, но плохо играть в пас. Тем не менее с практикой необходимые навыки постепенно развиваются. Если вы будете ежедневно выполнять ряд полезных упражнений, то, в конце концов, станете очень неплохим игроком в футбол.

Шаги

Часть 1

Навыки обработки мяча

Тренируйтесь принимать мяч. Найдите для тренировки большую стену в уединенном месте. Это должна быть кирпичная или бетонная стена. Пните мяч, чтобы он врезался в стену примерно в 90 см над землей. На отскоке мяча поднимите ногу в воздух. Сделайте так, чтобы после соприкосновения с ногой мяч упал на землю. Повторяйте это упражнение снова и снова по 10 минут в день.

  • Важно не пинать мяч, который вы принимаете. Необходимо лишь поднять ногу на тот уровень, где должна пройти траектория его полета. Позвольте мячу самому прилететь к вашей ноге.
  • Сбив мяч на землю, поставьте на него сверху ногу, чтобы он не укатился.
  • Начинайте упражняться близко от стены. С ростом уверенности в собственных силах постепенно отступайте дальше. Завершайте работу над упражнением, когда окажетесь уже в метрах девяти от стены.
  • Научитесь набивать мяч ногами. Даже у лучших игроков в футбол уходят годы на то, чтобы научиться мастерски чеканить мяч. Однако, это хорошее упражнение для того, чтобы начать уверенно обращаться с мячом и отработать координацию зрительных образов и телодвижений. Подхватите мяч снизу стопой ноги, чтобы он не падал. Приподнимите ногу в воздух и подкиньте мяч вверх. Пните падающий мяч снизу другой ногой, чтобы снова запустить его в воздух.

    • Бить по мячу следует центральной зоной подъема стопы. В ином случае мяч может прилететь вам в лицо или улететь в противоположном направлении. Цель состоит в том, чтобы постоянно удерживать мяч рядом с собой на расстоянии около 30 см от собственного тела.
    • Чтобы мяч не отлетал далеко, сгибайте ударную ногу в колене, когда бьете по нему. Если вы будете бить по мячу прямой ногой, то он отлетит далеко от вас.
    • Выполняйте данное упражнение минимум по 10 минут в день. Вполне нормально, если сначала вы будете отбивать мяч лишь один-два раза. Продолжайте работать и ваши навыки разовьются. Старайтесь дойти, по крайней мере, до десяти ударов по мячу, прежде чем заканчивать данное упражнение.
  • Займитесь дриблингом. Найдите ровное открытое поле или площадку у себя во дворе. Постарайтесь обвести мяч по всему периметру поля, слегка пиная его. Перед тем как толкнуть мяч ногой, вы должны поставить ее на подушечку стопы (а не на пятку). После каждого толчка мяч должен отлетать от ноги лишь на 30–60 см. Занимайтесь данным упражнением в течение 10 минут или до тех пор, пока не обойдете с мячом вокруг поля несколько раз.

    • Несмотря на то, что футболисты умеют бить по мячу обеими ногами, обычно у них бывает лишь одна основная ударная нога. Чаще всего это ведущая нога, то есть нога, которая соответствует преобладающей руке (правши пользуются правой ногой и так далее). Данное упражнение поможет вам понять, какую из ваших ног следует считать основной ударной ногой.
    • Неведущая нога в большинстве случаев используется для опоры и балансировки тела. Во время дриблинга важно, чтобы неведущая нога оставалась относительно близко к телу, иначе можно запустить мяч заметно дальше вперед, чем требуется.
    • Научившись выполнять дриблинг более уверенно, попробуйте оторвать глаза от мяча, чтобы смотреть вперед. Во время дриблинга взгляд будет стремиться к мячу, но в процессе игры необходимо смотреть прямо и вокруг себя. Нет ничего страшного, если на начальном этапе вы будете случайно поглядывать на мяч при дриблинге, постепенно вы научитесь не смотреть на него.
  • Научитесь менять траекторию мяча. Одним дриблингом с левой или с правой ноги нельзя резко поменять траекторию движения мяча, так как для этого необходимо работать не только носком ноги. Здесь вам придет на помощь боковая часть стопы. Сначала следует обработать мяч дриблингом и пройти с ним около 2,5 м. Нарастив скорость, выдвиньтесь чуть дальше мяча и обопритесь на ведущую ногу. Катящийся следом мяч должен удариться об нее и срикошетить в нужном вам направлении.

    • Направление поворота мяча зависит от того, как вы поставите ногу. Например, если для вас ведущей является правая нога, мяч должен удариться о внутреннюю сторону стопы (щечку), чтобы повернуть налево, или о внешнюю сторону стопы (шведку), чтобы свернуть направо. Если ударной ногой является левая нога, то шведкой вы будете направлять мяч влево, а щечкой - вправо.
    • Если вы хотите лишь слегка изменить траекторию мяча, просто поставьте ударную ногу на землю и не шевелите ею. Но если вам необходимо существенно поменять направление движения мяча, махните ногой по направлению к мячу, чтобы задать ему дополнительный импульс в том направлении, куда он должен повернуть.
  • Тренируйтесь обводить мяч вокруг препятствий. Приготовьте набор конусов и выставите их в ряд на расстоянии около 90 см друг от друга. С помощью дриблинга начните обводить мяч вокруг них. Если конус расположен слева от вас, а ведущая нога у вас правая, осторожно толкните мяч щечкой правой ноги. Толчок должен быть достаточно внушительными, чтобы мяч оказался слева от следующего конуса. Если препятствие находится справа от вас, а ваша ударная нога правая, толкните мяч шведкой ноги. Постарайтесь сделать так, чтобы после толчка мяч оказался справа от очередного конуса.

    • Для левшей инструкции аналогичны за тем лишь исключением, что им следует пользоваться противоположными сторонами стопы. Например, если препятствие находится слева, толкните мяч шведкой левой ноги. Если препятствие расположено справа, толкните мяч щечкой левой ноги.
    • После того как пройдете всю линию конусов, можно будет поменять их положение. Попробуйте расставить их зигзагами или в случайном порядке по полю.

    Часть 2

    Расширение набора необходимых навыков

    Пасуйте мяч товарищам по команде. Существует два основных вида пасов в футболе: верхний и нижний. Нижний пас используется чаще всего и выполняется на более короткие расстояния. Ваш напарник должен располагаться примерно в 6 м от вас лицом к вам. Качественный нижний пас отдают щечкой или шведкой ведущей ноги, но не носком.

    • Поставьте неведущую ногу сантиметрах в тридцати от мяча. Сделайте замах средней силы основной ногой в направлении назад. Махните ногой по направлению к мячу, чтобы ударить по нему щечкой основной ноги.
    • Ваша цель - передать мяч товарищу по команде так, чтобы он не начал прыгать. Мяч должен прокатиться по земле до вашего товарища.
    • Отрабатывайте пасы назад и вперед. Занимайтесь этим по 10–15 минут ежедневно. Следите за тем, чтобы направлять мяч строго товарищу по команде, так как во время игры необходима точность. Постепенно можно увеличивать расстояние, с которого вы подаете пас (от 6 м вплоть до 12 м).
  • Научитесь отдавать более дальние пасы. Как уже упоминалось, еще одним видом пасов являются верхние пасы. Они необходимы тогда, когда принимающий мяч товарищ по команде находится от вас на расстоянии 15 м или более. Чтобы передать пас верхом, необходимо ударить по мячу подъемом стопы. Поставьте товарища по команде минимум в 15 м от себя лицом к вам. Отойдите назад на некоторое расстояние от мяча, чтобы разбежаться и придать мячу более сильный импульс для выполнения паса.

    • Подбежав к мячу, поставьте рядом с ним неведущую ногу, как и в случае нижнего паса. Замахнитесь ведущей ногой в полную силу.
    • Проследите за тем, чтобы удар ногой по мячу был произведен подъемом стопы непосредственно за пальцами. Так вы зададите мячу максимальный угол полета и придадите необходимую силу импульса, который требуется, чтобы оторвать мяч от земли и запустить его далеко вперед.
    • Продолжайте работать над силой верхнего паса. Вам не всегда будет требоваться полная мощь удара, чтобы пас оказался точным. Постарайтесь быть настолько точным, насколько это возможно. Продолжайте отрабатывать пасы верхом вместе с товарищем минимум по 10 минут в день.
  • Научитесь уводить мяч от защитника. Во время матча к вам может приблизиться защитник команды соперника, чтобы оказать прессинг и отнять мяч. Для подготовки к подобным ситуациям привлеките товарища, чтобы позаниматься с ним в паре. Начните с обычного дриблинга в открытом поле. Товарищ должен приблизиться к вам и начать сопровождать ваш бег. Цель товарища состоит в том, чтобы отобрать у вас мяч, а ваша цель - сохранить мяч любой ценой.

    • Чтобы научиться делать это наилучшим образом, следует правильно располагать свое тело. Если защитник подходит слева, смещайте корпус в эту же сторону, чтобы заблокировать соперника.
    • Также можно пользоваться локтями, чтобы слегка оттолкнуть соперника со своего пути. Однако, не следует проявлять чрезмерную агрессию, иначе вам могут показать желтую карточку.
    • Отработайте вышеупомянутым образом расстояние около 6–9 м. Потом можно поменяться с товарищем ролями, чтобы прочувствовать игру как в защите, так и в нападении.
  • Научитесь подавать угловые. Когда мяч выходит за пределы поля через линию ворот от ноги игрока обороняющейся команды, назначается угловой удар, который выполняет атакующая команда. Цель углового удара заключается в том, чтобы направить мяч к воротам противника. Мяч ставят в углу поля, который расположен ближе всего к тому месту, где он вышел за его пределы. Если вы просто тренируетесь, можно использовать любой угол. Отступите от мяча минимум на три шага, чтобы у вас была возможность разбежаться.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Набрав скорость, поставьте левую ногу слева от мяча (для правшей) и в полную силу замахнитесь правой ногой.
    • Когда будете бить по мячу, делайте это верхней частью щечки правой стопы. Так вы увеличите дугу, по которой мяч полетит к воротам.
    • Повторяйте угловые удары снова и снова, пока не определите необходимую силу, чтобы мяч отлетал на нужное расстояние. Поставьте у ворот товарища, чтобы он попытался забить гол, скинув мяч головой, или просто принял его и ударом ноги забил в ворота.
  • Отработайте удары по воротам. Несмотря на то, что не существует реальной замены для настоящей борьбы между соперниками у ворот, чтобы отработать навыки забивать голы, есть ряд полезных упражнений для самостоятельных занятий и для работы в паре с товарищем. Встаньте в 11 м от ворот (на расстоянии для пенальти). Для удара по воротам используйте технику паса верхом, но только не пасуйте вратарю. Отойдите от мяча назад, чтобы набрать скорость и мощь для удара.

    • Разбегитесь по направлению к мячу. Поставьте неосновную ногу сбоку от мяча. С полной силой размахнитесь назад основной ногой. В момент удара по мячу на обратном движении ноги вы должны коснуться его подъемом стопы непосредственно за пальцами.
    • Постарайтесь выбрать конкретную зону ворот, куда хотите ударить мячом. Попробуйте последовательно забить мяч три раза в эту точку, прежде чем переходить к ударам по другой зоне ворот. Чтобы сделать ситуацию более реалистичной, поставьте товарища в ворота выполнять роль голкипера.
    • Располагайте мяч на различных участках поля. Варьируйте силу удара по мячу в зависимости от того, на каком расстоянии от ворот вы находитесь.

    Часть 3

    Совершенствование игровых навыков
    1. Отработайте удары головой. Удары головой обычно используют тогда, когда необходимо принять угловой. Чтобы отработать удар головой, поставьте товарища примерно в 3 м от себя и попросите его броском снизу подавать мяч по дуге вам в голову. Начните с удара головой стоя. Ваши ноги не должны отрываться от земли. Немного подайтесь вперед, когда мяч приблизится к вам. А когда мяч будет совсем близко, махните головой назад и вперед.

      • Ударьте по мячу строго лбом. Это следует сделать тогда, когда голова будет находиться в одной плоскости с телом. Другими словами, не бейте мяч головой, если она слишком сильно отклонена назад или вперед. Удар следует наносить тогда, когда голова находится в нормальном прямом положении.
      • Чтобы выполнить удар головой в прыжке, необходимо сделать то же самое, за одним исключением - сначала следует подпрыгнуть. В момент прыжка отклоните тело назад. Выведите голову чуть вперед, чтобы принять на нее мяч. Ударьте мяч лбом, когда голова будет находиться в нормальном положении по отношению к телу, а вы сами окажетесь в наивысшей точке прыжка.
      • Выполняйте удары головой стоя и в прыжке по 10 минут. Очень важно не переусердствовать с ударами головой, чтобы со временем не заработать сотрясение мозга.
    2. Прибегайте к финту плечом в ходе матча. Вероятно, это самое простое в исполнении движение, но при этом потрясающе действенное. Ведите мяч дриблингом примерно на 3–6 метров вперед. Приблизившись к защитнику соперника, склоните плечи влево, как будто бы собираетесь двигаться в этом направлении. Затем поверните траекторию мяча на 45 градусов вправо шведкой правой ноги.

      • Вместо того чтобы бить носком по мячу, ударьте по нему щечкой основной ноги в сторону за ногу, на которой стоите (за неведущую ногу).
      • Повернитесь по часовой или против часовой стрелки (в зависимости от того, какая нога у вас ударная). Визуально найдите мяч и продолжайте дриблинг уже в другом направлении.
      • Для практики привлеките друга, чтобы он попытался сыграть роль защитника команды соперника. Держите финт в тайне и посмотрите, получится ли у вас обмануть товарища. Запомните, что данный финт работает только в том случае, когда защитник находится перед вами, иначе мяч попадет прямо в распоряжение соперника, если тот находится сзади.
    3. Освойте финт “ножницы”. По аналогии с разворотом Кройфа, данный финт должен заставать противника врасплох. Чтобы отработать финт, ведите мяч вперед примерно на 6–9 м, набирая скорость и силу. Поставьте левую ногу слева от мяча на расстоянии около 30 см. Размахнитесь правой ногой, как будто бы собираетесь ударить по мячу. Возвращая правую ногу обратно, обведите ее по часовой стрелке вокруг мяча, не дотрагиваясь до него.

      • Завершив дугу, поставьте правую ногу справа от мяча. Поднимите левую ногу и пните мяч влево.
      • Чтобы соперник решил, что вы направляетесь вправо, делайте обманное движение правой ногой и бейте левой. Чтобы соперник решил, что вы двигаетесь влево, делайте обманное движение левой ногой и бейте правой.
      • Также можно прибегать к финту “двойные ножницы”. В таком случае сначала обманное движение делают правой ногой, а потом левой. После пары обманных движений вокруг мяча левую ногу ставят на землю и бьют по мячу вправо правой ногой.
    4. Применяйте во время матча финт Зико. Это движение позволяет одурачить защитника соперника и эффективно его обойти. Ведите мяч дриблингом вперед на 3-6 м, чтобы набрать скорость. Поставьте правую ногу справа от мяча на расстоянии около 30 см от него. Затем поднимите левую ногу и слегка толкните мяч с правого бока внешним краем левой стопы (обе ноги теперь будут справа от мяча).

      • Продолжайте контролировать мяч левой ногой, одновременно поворачивая тело против часовой стрелки вместе с правой ногой.
      • Выполнив разворот на 360 градусов и, все еще контролируя мяч левой ногой, продолжайте дриблинг. Оппонент будет сбит с толку и обманут тем, что вы направились совсем в другую сторону.
      • Данный финт можно выполнять в зеркальном отражении. Просто поставьте радом с мячом левую ногу, а контролируйте его правой ногой. Проверните тело и левую ногу по часовой стрелке на 360 градусов. Затем продолжайте дриблинг.
    • Бегайте на подушечках стопы, чтобы увеличить скорость бега.
    • Практикуйтесь вместе с друзьями, а также устраивайте с ними небольшие футбольные матчи.
    • Перед тренировками и играми обязательно следует проводить растяжку.
    • Если перед вами окажется слишком много игроков команды противника, отдайте пас назад своим товарищам по команде.
    • Будьте командным игроком и отдавайте мяч другому игроку вашей команды, если тот находится в лучшей позиции для того, чтобы забить гол.
    • Перед игрой съешьте банан, чтобы у вас не возникло судорог во время игры. Размеренно распределяйте нагрузку в ходе игры, чтобы не спровоцировать судороги и не сбить дыхание.

    Предупреждения

    • Выполняя удары головой, подставляйте под мяч свой лоб, а не макушку. Регулярные удары головой в течение продолжительного промежутка времени приводят к микросотрясениям и нарушают химические процессы мозга.
    • Всегда следите за водным балансом, если не хотите внезапно потерять сознание. В экстренных случаях незамедлительно вызывайте скорую помощь.
    • Следите за окружающей обстановкой, чтобы случайно не нанести удар мячом по другому игроку.
  • Футбол является одним из самых старейших, популярных и узнаваемых видов спорта в мире. . Именно тогда на лондонской встрече были созданные первые 13 правил. Всего на сегодняшний день существует 17 основных правил футбола. Самое главное условие футбольной игры заключается в том, что игрокам разрешается использовать любую часть тела для забивания мяча в ворота, кроме рук. Руками играть может только вратарь, и то в своей штрафной площади.

    Итак, разберём главные моменты игры. Ниже представлены главные правила большого футбола кратко для начинающих, расписанные в доступном и понятном виде. Этой информацией могут пользоваться, как учителя физической культуры, так и тренеры, для объяснения игры школьникам и детям разного возраста.

    Основные правила футбольной игры

    Основная цель футбольного матча – забить больше голов, чем соперник за 90 минут игрового времени. Поединок делится на две равные половины (каждая по 45 минут). Между таймами есть перерыв на отдых, длительностью не более 15 минут.

    В футбольном матче одновременно принимают участие 22 игрока, по 11 человек с каждой стороны (1 – голкипер, 10 – полевых). Смотрите . Игра проводиться на травянистом покрытии. Поле должно иметь прямоугольную форму примерного размера 100 на 60 метров (по поводу официальных размеров футбольного поля у нас есть ).

    Формы команд должны быть разного цвета, чтобы не путаться. Полное обмундирование игрока включает в себя: футболку, шорты, гетры, бутсы (или другая шипованная обувь). У голкипера должны быть перчатки.

    Взятие ворот считается законным, когда мяч полностью пересёк линию ворот. Забить гол, как уже упоминалось выше, можно любой частью тела, кроме рук.

    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! На чемпионате мира по футболу 1986 года легендарный аргентинский футболист Диего Армандо Марадона забил гол рукой, но судья этого не заметил и засчитал взятие ворот. Позже данный гол стали называть – «Рука Бога».

    Если после 90 минут игры счёт будет равным, то по правилам, в некоторых турнирах (зачастую это кубковые соревнования или финалы), судья добавляет два дополнительных тайма каждый по 15 минут. Если и в экстратаймах победитель не выявлен, пробиваются пенальти (11-и метровые удары).

    Процедура пенальти в футболе такова: от каждой стороны выбирается по 5 бьющих. Каждый игрок выполняет по одному удару. В том случае, когда счёт после пяти ударов с каждой стороны равный, остальные футболисты, до этого не выполнявшие удар, также участвуют в серии пенальти. Процедура длиться до тех пор, пока не будет выявлен победитель после одинакового количества ударов.

    Итак, ещё раз кратко пройдёмся по всем футбольным правилам, и выделим самое основное:

    • Длительность матча: 90 минут (2 тайма по 45 мин.). Между 1-м и 2-м таймами перерыв длительностью не более 15 мин.
    • В каждой команде по 11 футболистов (10 в поле и 1 на воротах). 7 человек разрешается иметь на замене. Всего в аматорских (любительских) соревнованиях команде разрешается проводить 7 замен за поединок.
    • Ворота: длина — 7,32 м., высота – 2.44 м.
    • Мяч круглой формы окружностью 58-61 см. Вес мяча от 410 до 450 грамм.
    • Штрафная площадь. На отметке 11-и метров от центра ворот есть точка (пенальти).
    • При совершении нарушений игрок может получить жёлтую или красную карточку, в зависимости от степени грубости фола. После двух жёлтых горчичников судья сразу показывает красную карточку. Удалённого игрока нельзя заменить.
    • Футбольный матч можно начинать, если в команде есть хотя бы 7 человек на поле.
    • Гол засчитывается, когда мяч полностью пересекает линию ворот.
    • Если мяч уходит за боковую линию – назначается аут. Если мяч ушёл за лицевую линию от игрока защищающей команды, назначается угловой удар.
    • При штрафном или свободном ударе расстояние от мяча до стенки должно быть 9 метров 12 см.
    • При неявке команды на игру, ей автоматически назначается техническое поражение со счётом 3:0.
    • Положение вне игры (офсайд). Трактовка: игрок находиться в положении вне игры, если они расположен ближе к линии ворот, чем мяч, и предпоследний игрок защищающей команды. На своей половине поля футболист не может попасть в офсайд.

    Правила футбола: судьи матча

    Каждый футбольный матч должен контролироваться судьей, роль которого заключается в том, чтобы следить за соблюдением всех правил футбола и наказывать тех, кто нарушает их. Также главный рефери должен останавливать и возобновлять игру по мере необходимости (травмы, замены и т.п.). Все решения в футбольной игре принимает именно главный судья, но у него также есть и помощники.

    Два помощника главного арбитра, также известные, как боковые судьи, помогают основному следить за правильностью ведения игры. Основная задача боковых арбитров – следить за тем, от какой команды мяч покинул поле. Также немаловажной функцией линейных рефери является фиксирование положения вне игры . На соревнованиях более высоких уровней, на матчах также присутствует и четвёртый судья, обязанности которого, в основном, носят административный характер.

    Итог

    Вот и все правила футбола. Начинающим этой информации будет достаточно на первое время, но если, Вы, собираетесь стать профессиональным футболистом или играть на достаточно высоком уровне, тогда вам придётся заняться детальным изучением правил и всех тонкостей футбольной игры.

    Основные положения начальной подготовки

    Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

    Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.

    Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

    Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.

    На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.

    Учет индивидуальных особенностей

    При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.

    Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.

    Мотивация на начальном этапе обучения

    Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

    Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.

    Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

    Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

    В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:

    1. Ведение мяча:

    – внутренней и внешней сторонами подъема;

    – с разной скоростью и сменой направления;

    – с обводкой стоек;

    – с применением обманных движений;

    – после остановок разными способами.

    2. Жонглирование мячом:

    – одной ногой (стопой);

    – двумя ногами (стопами);

    – двумя ногами (бедрами);

    – с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;

    – с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.

    3. Остановки мяча:

    – подошвой и разными частями стопы.

    4. Передачи мяча:

    – короткие и средние;

    – выполняемые разными частями стопы.

    5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)

    6. Отбор мяча у соперника

    7. Вбрасывание мяча из аута

    Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.

    Основы подготовки

    Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.

    Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.

    На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.

    В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.

    При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.

    Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)

    Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.

    В каждом тренировочном занятии необходимо:

    Сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;

    Дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);

    Четко показывать и объяснять каждое упражнение;

    Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;

    Сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.

    Занятие №1

    Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.

    2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.

    Разминка

    Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.

    1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.

    2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:

    – бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;

    – подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;

    – ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;

    – двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.

    Основная часть

    У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:

    – перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;

    – перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;

    – перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.

    Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.

    Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).

    В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.

    Заключительная часть

    В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

    Занятие №2

    Количество занимающихся: не более 16 человек.

    Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.

    1. Обучение технике передвижения.

    2. Обучение элементарному владению мячом.

    3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.

    Разминка

    1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.

    2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.

    3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.

    Основная часть

    У каждого игрока по футбольному мячу

    – стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;

    – то же — левой ногой;

    – стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;

    – вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.

    Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.

    В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.

    Заключительная часть

    (См. выше).

    Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.

    Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.

    Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.

    Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.

    Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.

    В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.

    Заключительная часть

    Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.

    Приложение. Подвижные игры

    «Ловкие ребята»

    На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.

    Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:

    «Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»

    После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».

    Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.

    – перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;

    – нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;

    – «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;

    – чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.

    «Займи свободное место»

    На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.

    Когда приближается очередной чемпионат по футболу, девушки с грустью думают о том, что их мужчины на месяц выпадут из привычной жизни: будут сидеть перед телевизором дома или в клубе со своими друзьями, орать не своим голосом после каждого гола и обсуждать эти непонятные ауты, фолы и офсайды.

    Конечно, можно во время чемпионата заниматься домашним хозяйством, гулять с подружками и обижаться на любимого из-за того, что он про вас забыл. А может, нужно перестать дуться и заинтересоваться футболом? И даже пойти вместе с возлюбленным на стадион, чтобы воочию посмотреть на игру?

    Разделите футбольное увлечение любимого — и он наверняка это оценит!

    Что нужно знать о футболе?

    Да, футбол стоит того, чтобы разбираться в нем! Футбол – это не просто вид спорта, это искусство, это целая религия и философия. Он способен подарить незабываемые эмоции, невероятный драйв и чувство единства с целым стадионом. Чтобы разобраться, в чем смысл беготни двадцати двух потных мужчин за одним мячиком, нужно выучить основные правила игры, о которых мы поговорим позже. А пока следует запомнить несколько правил поведения во время матча. Итак, что нужно сделать?

    • Заранее узнать у любимого, за какую команду он болеет, а затем с помощью интернета навести справки. Запомнить, в какой форме играет команда, имена основных игроков и тренера. В каждой команде есть своя «звезда», самый лучший и любимый всеми болельщиками игрок. Удели внимание его спортивной карьере. А если он окажется еще и красавчиком, тебе будет приятно наблюдать за ним во время матча. Не стесняйся спросить у любимого его мнение о каждом из игроков – он с удовольствием расскажет все, что знает, и оценит твое внимание к футболу.
    • Если твой мужчина уходит смотреть игру на стадион или в спортклуб – попросись вместе с ним. Перед началом матча узнай сама (или уточни у любимого), с кем играет ваша команда и какое место в турнире она занимает, а также место в турнире ее противника. Узнай, куда передвинется ваша команда в случае поражения, победы или ничьей. Во время матча не следует задавать вопросы типа «А где наши ворота?», «А кто побеждает?», «А почему свистит судья?» Они будут только раздражать партнера и выставят тебя глупышкой. Лучше молчать и смотреть, а дома после матча попросить все объяснить.
    • Во время матча лучше делать то, что делает твой мужчина и команда болельщиков – кричать рифмованные кричалки, подбадривать игроков и свистеть при несогласии с судьей. После удачного гола все болельщики команды начинают искренне радоваться и обниматься, даже если совершенно незнакомы друг с другом. Смейся, кричи, целуйся со своим мужчиной и обнимайся с теми, кто сидит рядом – такое поведение только приветствуется.
    • Запомни, что матч длится не менее двух часов. Если это холодное время года, тепло оденься и выбери удобную обувь. Неуместно приходить на футбол в туфлях на шпильке и в нарядном платье. Зато будет очень круто, если ты подберешь одежду, совпадающую по цвету с цветами любимой команды. Джинсы, футболки, толстовки, куртки, кроссовки – вот самая комфортная одежда для посещения футбола.
    • Запрещается во время матча ныть, жаловаться, проситься домой или сидеть со скучным лицом. Это не только оскорбит твоего мужчину, но ему будет стыдно за тебя перед друзьями и болельщиками. Болельщики на время матча становятся дружной семьей, поэтому, если ты не способна выдержать два часа откровенного выражения эмоций и чувств, то лучше сразу остаться дома.
    • Старайся поддержать беседу о футболе, даже если так ничего и не поняла в нем: можно говорить на околофутбольные темы, например, о провинциальности болельщиков команды-соперника, о несправедливом судье (если об этом говорят болельщики), о милиции, которая выводила особо ретивых болельщиков и т.д.

    Вратарь — единственный, кто может касаться мяча руками

    Основные футбольные понятия

    В футбольной команде 11 игроков, но все они исполняют разные функции. По факту, они делятся на 4 группы:

    • Вратарь (голкипер) – в каждой команде только один вратарь. Он имеет форму другого цвета, не совпадающего с оттенками формы других игроков. Может касаться мяча руками, но только на штрафной площадке, которая обозначена белыми линиями вокруг ворот. Внутри штрафной площадки есть маленькая вратарская площадка, где касаться мяча имеет право только вратарь.
    • Защитник – он помогает вратарю; его основная задача — помешать соперникам забить гол. Защитников бывает 3-4 человека, они играют только ногами и держатся недалеко от ворот своей команды.
    • Полузащитник (хавбек) – на поле их несколько. Эти игроки принимают участие в защите своих ворот, когда мяч у противника, а также участвуют в нападении, когда мяч у их команды. Они сами могут забивать голы в ворота соперника или передавать мяч нападающему.
    • Нападающий (форвард) – таких футболистов на поле 1-2. Они ориентированы исключительно на забивание голов. Обычно находятся у ворот противника, забивать мячи могут ногами и головой. Нападающие нередко выделяются ростом, необычной быстротой бега и высокой маневренностью, Это звезды футбола! Именно их удачные голы с восторгом ожидают футбольные фанаты и многократно повторяют по телевидению.

    Порой на штрафной площадке образуется настоящая свалка!

    Элементы футбольного матча

    • Передача (пас) – это основной элемент игры, когда игроки передают друг другу мяч, чтобы в итоге забить его в чужие ворота. Лучше всего дают пас полузащитники.
    • Навес – это передача мяча сверху, через головы футболистов. Этот элемент тоже лучше всего и чаще всего делают полузащитники.
    • Удар – мяч летит в ворота. Удар должен быть мощным и настолько быстрым, чтобы вратарь не успел его перехватить. Некоторые нападающие умеют посылать крученые удары, когда мяч летит и вращается вокруг своей оси. Такой мяч практически невозможно поймать.
    • Аут – игрок посылает мяч за пределы поля. В таком случае команда противника имеет право вбросить мяч из аута, из того места, куда он попал. Это единственный вариант, когда мяча можно касаться руками.
    • Угловой и удар от ворот – если противник пытался забить гол, но мяч мимо ворот ушел в аут, то вратарь из вратарской площадки выбивает мяч на поле. Если мяч ушел от своей команды, то противник выполняет угловой удар, при котором мяч выставляется на дугу в углу поля и противник бьет по нему. Обычно противник пытается послать мяч в штрафную площадку и забить гол.
    • Штрафной и свободный удары – назначается судьей (арбитром) в наказание за нарушение правил. Штрафной удар игрок сам забивает в ворота противника или передает пас игроку своей команды. Если судья назначил свободный удар, то его нельзя забивать в ворота, а следует пасовать дальше. Как узнать – свободный или штрафной удар? Если судья поднял руку перед самым ударом, то это свободный.
    • Стенка – это несколько футболистов, которые стоят плечом друг к другу, защищая свои ворота от удара. Противник должен бить по мячу, который находится в девяти метрах от стенки.
    • Пенальти – за нарушение правил вблизи ворот или в штрафной площадке судья назначает штрафной удар (пенальти), который делается с точки в центре штрафной площадки в одиннадцати метрах от ворот. Ворота защищает только вратарь. Это — самое строгое наказание в футболе.
    • Офсайд – положение вне игры. Возникает, когда футболист не имеет права продолжать играть, потому что возникла ситуация нечестной игры. Ситуации нечестной игры бывают разные. Чтобы понять точно, что это значит, лучше внимательно наблюдать за игрой.
    • Наказания – это желтая карточка, красная карточка и дисквалификация. Желтую (или «горчичник») судья показывает в качестве первого предупреждения за нарушение правил или грубость. После двух желтых карточек (или за причинение сопернику травмы) игрок получает красную карточку – удаление с поля. За особо грубые нарушения судья может дисквалифицировать игрока – удалить с поля на одну игру или до конца сезона. Обычно за красную карточку игрок автоматически не допускается к следующей игре команды.
    • Турнир – это цикл игр, состоящий из двух этапов. Групповой этап: все команды разделяются на четверки и проводят по три матча с каждым из соперников, получая за победу три очка, за ничью – одно. Две команды из каждой четверки, набравшие больше всего очков, выходят в плей-офф. Плей-офф – это второй этап, при котором шестнадцать команд разбивается на пары в восемь групп и играют. Получается 1/8 финала. Затем лучшие восемь команд играют четвертьфинал, потом победители четырех команд играют полуфинал. В итоге – две лучшие команды состязаются за звание победителя чемпионата.

    Поверьте, после просмотра или посещения матча вы начнете разбираться в футболе вполне сносно для несведущей девушки, а через несколько матчей вы уже искренне будете радоваться победам и огорчаться поражениям любимой команды вместе со своим мужчиной — а также читать восхищение и гордость в его взгляде за свою спутницу жизни.

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГАОУ СПО Новосибирской области

    «Болотнинский педагогический колледж»

    Методика обучения технике игры в футбол

    Болотное, 2014

    Методика обучения технике игры в футбол / Сост. Куц Г.А..- Болотное, 2014г. -30с.

    Введение

    Футбол является популярным видом спорта среди детей и подростков, обладающим широкими возможностями для развития физических качеств и функций организма, укрепления здоровья, повышения двигательной активности. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и секциях общеобразовательных школ.

    В условиях школьной спортивной базы, обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием, подготовленности педагогических кадров необходима разработка педагогически оправданных технологий обучения навыкам игры в футбол, применение наиболее эффективных на начальном этапе подготовки средств и методов для овладения технико-тактическими навыками игры.

    Однако до настоящего время отсутствуют практические научно обоснованные рекомендации по применению наиболее эффективных средств спортивной тренировки, направленных на развитие у школьников целевой точности движений при формировании технических навыков игры в футбол в условиях спортивной секции общеобразовательной школы. В этой связи выбранное направление исследования является актуальным для школьного физического воспитания.

    Футбол – это вид спорта, не оставляющий никакого равнодушия. По всему свету молодые люди и люди пожилые играют в него, смотрят его и читают о нем. Люди зачастую забывают, что, несмотря на всю драматичность и красоту, футбол это простая игра, основанная на мастерстве отдельных футболистов, объединенных в одну команду. Несмотря на то, что физические качества даются от рождения, игроки не рождаются готовыми мастерами – они должны научиться мастерству и пониманию игры. Чтобы достичь успеха, необходимо много и упорно трудиться, быть терпеливым и самоотверженным, иметь желание познавать игру и совершенствоваться в ней.

    Игра в футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. В общеобразовательных школах, дети и подростки занимаются в секциях по футболу, а также используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях.

    Так систематические занятия школьников футболом оказывают на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные качества и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность, чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом – благодатная почва для развития организма.

    Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рынки с изменением направления). В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м. Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из-за боковой линии и техника игры вратаря. Основу тактических взаимодействий составляют передачи мяча. Они определяют стиль команды и темп игры. Одним из главных элементов игры являются удары по воротам, которые обусловливают результаты матча.

    Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов.

    Техническая подготовка школьников

    Многолетняя подготовка футболистов делится на базовую тренировку, в которой происходит становление футболиста а также совершенствование и приобретение футбольного мастерства.

    Базовая тренировка подразделяют на начальное обучение это 8-12 лет, спортивная тренировка это 13-15 лет, подготовка к высшим достижениям 16-18лет.

    В начале подготовки важно заложить основу для развития общей работоспособности, добиться хорошего физического развития с помощью общеразвивающих упражнений. На втором этапе решаются задачи воспитания физических способностей и двигательных качеств с учетом специфических требований игры. Большое внимание уделяют развитию быстроты и скоростно-силовых качеств.

    На третьем этапе физическая подготовка продолжает совершенствоваться. Она направлена на совершенствование двигательных качеств. Объем специальных средств продолжает возрастать. В занятиях с юными учащимися обязательно придерживаться следующих методических положений:

      Подбирать средства и методы с учетом особенностей развития детского организма, отличающегося повышенной пластичностью нервной системы.

      Задачи физической подготовки детей младшего и среднего возраста успешно решаются с помощью упражнений скоростно-силового характера.

      Следует помнить, что наиболее интенсивное развитие скоростно-силовых качеств происходит в 14-15-летнем возрасте и достигает своего максимума к 19 годам. Не следует стремиться быстрее научить детей технике и тактике футбола.

      Изучать больше двух новых технических приемов.

      Стремление детей показать себя с наилучшей стороны следует развивать, проводя соревнования по сдачи нормативов.

    Важно поддерживать рациональное соотношение между различными сторонами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности занимающихся.

    Под управлением учебным процессом подразумевается правильное сочетание и дозировка тренировочных средств с учетом конкретных целей и задач, как на текущий год, так и на отдельные этапы обучения.

    В футболе, как и в других видах спорта, есть общие методические принципы построения и сочетания занятий по направленности во время одного занятия в течение недельного цикла. Однако при работе над техникой они имеют свои особенности, поскольку разные этапы подготовки преследуют свои цели.

    Планируя техническую подготовку, следует придерживаться принципа, согласно которому на разных этапах обучения она занимает разное положение среди других видов подготовки. На этапе технического обучения необходимо добиться высокой степени надежности применения технических приемов и сложной игровой обстановке. Для этого упражнения наполняются множеством сбивающихся факторов, которые не тормозили бы, а помогали стабилизировать техническую подготовку, ведь любая подготовка обеспечена высоким уровнем технической подготовленности.

    Процесс обучения технической подготовки является постоянным, он никогда не завершается, и требуется постоянный поиск более эффективных средств для его реализации. Однако это возможно только при условии, что в процессе подготовки будут применяться современные методы обучения.

    Технические приемы – это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения конкретных практических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии игроков команды соперника, а часто при прогрессирующем утомлении, во многом зависит возможность достижения высоких спортивных результатов.

    Искусное владение техникой – неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.

    Удар носком

    Техника удара

      Отвести ногу назад (замах).

      Направить ногу носком вперед, в сторону мяча.

      Спорная нога чуть сзади мяча.

      Бьющая нога резко выпрямляется.

      Носок бьющей ноги должен попасть в середину мяча.

    Специальные упражнения

      Коснись носком центра мяча.

      Удар с места по неподвижному мячу в стенку.

      Удар с разбега по неподвижному мячу в стенку.

      Удар с места или с разбега в паре, в тройке.

    Возможные ошибки


      Опорная нога в момент удара далеко от мяча, и бьющая нога едва дотягивается до мяча.

      Носок опорной ноги развернут наружу или внутрь.

      Носок бьющей ноги не попал в середину мяча.

    Удар серединой подъема

    Техника удара

      Опорная нога ставится рядом с мячом.

      Бьющая нога выполняет замах.

      Резкое движение ноги вперед.

      Левая рука выносится вперед-вверх.

      Удар бьющей ноги в середину мяча.

    Специальные упражнения

      Серединой в середину (имитация удара по мячу).

      У стенки (нанесение несильного удара в стенку).

      По неподвижному мячу (удар с разбега в стенку).

      Предмет перед стенкой (постараться попасть в предмет (стойка) с места, с разбега).

      В маленькие ворота (попасть в мини-ворота с места, с разбега).

      Попади в квадрат (попасть в квадрат, нарисованный на стене, сетке).

    «Получив мяч, попади в цель»

    Возможные ошибки


    Опорная нога далеко от мяча – бьющая нога еле дотягивается.

    Скользнул по мячу – и мяч срезался в сторону.

    Носок бьющей ноги в момент удара не должен быть повернут внутрь (к опорной ноге).

    Носок цепляет землю.

    Та же ошибка, но носок повернут наружу.

    Удар внутренней частью подъема

    Выполняется так же, как удар прямым подъемом, но в последний момент перед ударом надо развернуть носок наружу.

    Специальные упражнения

    «Как подходить к мячу» (имитация удара).

    «Точность удара»

    Удары через веревочку .

    Забей за линию.

    Из круга в круг.

    В треугольнике

    Групповая обработка ударов

    Удар внешней частью подъема

    Техника удара

      В момент удара нога закреплена в голеностопном суставе.

      Туловище немного наклонено вперед.

    Техника удара внешней частью подъема

    Возможные ошибки

    Опорная нога слишком близко к мячу.


    Срезка мяча вправо.

    Опорная нога мешает бьющей.

    Опорная нога слишком далеко от мяча.

    Удар внутренней стороной стопы («щечкой»)

    Техника удара

    Этот удар применяется главным образом как точная передача на небольшое расстояние. Но когда игрок оказывается в непосредственной близости от ворот, можно точно пробить по воротам.

      Опорная нога должна быть сбоку-сзади.

      Колено опорной ноги чуть согнуто.

      Стопа бьющей ноги разворачивается так, чтобы быть к мячу внутренней стороной;

      В момент удара можно наклонить туловище над мячом.

    Специальные упражнения

    «Сыграй точно»

    «Попади в квадраты»

    «Мяч в круге»

    «Вышибай из круга»

    Возможные ошибки

    Носок опорной ноги наружу – затруднено движение бьющей.

    Туловище в момент удара выпрямлено.

    Неверное подведение стопы бьющей ноги.

    Удар внешней стороной стопы

    Чаще всего внешней стороной стопы бьют по мячу, катящемуся навстречу или сбоку, с внешней стороны бьющей ноги.

    Техника удара

      Опорную ногу поставить примерно в полушаге слева от мяча и чуть за ним.

      Замахнуться в сторону опорной ноги чуть спереди.

      Ударить обратным движением серединой внешней стороны стопы.

    Удар пяткой

    Техника удара

      Встать позади мяча так, чтобы левая нога стояла с левой стороны от мяча.

      Правая нога примерно на длину стопы за мячом; носки обеих ног направлены вперед.

      Замахнуться и пронести ногу над мячом или справа от него;

      Резким движением назад ударить пяткой в нижнюю часть мяча посередине.

    Удар пяткой (разновидность)

    Специальные упражнения

      Пяткой в ворота.

      Ты – мне, я – тебе.

      С двух сторон маленьких ворот.

      Разводящий.

    Возможные ошибки

    Неверное положение опорной ноги.

    Опорная нога мешает бьющей.

    Не попал пяткой в середину мяча – «срезка» в сторону.

    Удары с подрезкой мяча

    Техника удара

      Поставить опорную ногу сбоку и сзади от мяча.

      Бьющую ногу повернуть носком внутрь.

      После замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча.

      Удар по мячу выполнять только тогда, когда мяч окажется на подъеме, на середине или чуть дальше к пятке.

      Подрезая мяч внешней стороной подъема, игрок коснулся той части мяча, которая близка к его середине. Вращательное движение мяч уже не получает.

      Игрок не сумел придать мячу вращательное движение, потому что не сделал движение бьющей ногой в сторону опорной, а выполнял ею лишь движение вперед (как при нанесении обычного удара этой частью).

    Финты

    Финты – обманное движение ногами и туловищем, которые футболисты, владеющие мячом, применяют с целью перехитрить соперника. Финтов очень много, они разнообразны: это – финт на удар, финт на ведение, финт на передачу, финт на остановку.

    Специальные упражнения

      С выпадами и поворотами» (во время бега).

      Бег с резким торможением и переменой направления.

      Бег “змейкой”.

    Уход (с мячом) в сторону от соперника.

    Пронося ногу над мячом, другой подтолкнуть его на ход.

    Возможные ошибки

      Сделан ложный замах на удар на большом расстоянии от соперника, стоящего напротив.

      Соперник хоть и среагировал на финт – уклонился в сторону, но успел преградить путь.

      Такая же ошибка бывает, когда соперник за спиной.

      Очень медленное обманное движение, поэтому действия показались сопернику неправдоподобными, и соперник на них не среагировал.

    Отбор мяча

      Отбор мяча – очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств, нужна очень большая расчетливость, выбор позиции.

      Игрок должен сначала уловить (понять) намерение владеющего мячом и лишь потом применить тот или иной прием.

      Легче всего отобрать мяч у соперника в тот момент, когда соперник принимает и обрабатывает мяч.

      Выбор приема для отбора мяча зависит от того, в каком положении находится владеющий мячом и отбирающий его.

    Подкат

    Специальные упражнения

      А ну-ка, отними!

      Атакуй сбоку.

      Если вас больше двух.

    Возможные ошибки

      Слишком рано выбрасывается нога к мячу.

      Не рассчитан момент подката, выполнен слишком поздно.

      Попадание на финт.

      Игрок не смотрит на мяч.


    Вбрасывание мяча

    Вбрасывают мяч руками, когда он улетает или укатывается за боковую линию.

    Техника вбрасывания

      Взять мяч руками и занести за голову.

      Концы больших пальцев должны соприкасаться.

      Остальные пальцы широко расставлены и крепко держат мяч.

      Руки согнуты в локтях.

      Согнутые ноги, одна впереди другой (можно параллельно).

      Тело отклоняется назад.

      Энергично разгибая сзади стоящую ногу, подать туловище вперед, хлестко разогнуть руки и кистями направить мяч партнеру.

    Вбрасывание можно выполнять как с места, так и с разбега.

    Специальные упражнения

      В стенку.

      С вратарем.

      Вратарь в круге.

      Бросаем друг другу.

      Из круга в круг.

      Вбрасывание и остановка.

      Кто точнее?

    Возможные ошибки

      Мяч еще в руках, а нога уже оторвана.

      Мяч не занесен за голову.

      Заступ за боковую линию.

      Вбрасывание мяча одной рукой.

    Приемы игры вратаря

    Круг приемов игры вратаря достаточно широк. Он выполняет разнообразные приемы: ловит мячи, отбивает кулаками, прыгает за мячом, бросается за мячом, вбрасывает мячи руками, выбивает мячи с рук и с земли.

    Вратарь определил точку, в которой можно поймать мяч в прыжке. Одновременно с прыжком поднять прямые руки вверх с широко расставленными пальцами. В момент ловли мяча немного отвести руки назад.

    Ловля высоколетящего мяча в прыжке

    Ловля высоколетящих мячей в стороне от вратаря

    Когда мяч летит высоко, но в сторону от вратаря, нужно рассчитать линию полета мяча (направление, траекторию, силу), успеть переместиться и поймать мяч.

    Ловля мяча, летящего на уровне груди

    Переместиться на линию полета мяча, подпрыгнуть вверх, чтобы мяч оказался на уровне живота. На грудь мяч ловить не рекомендуется.

    Ловля низколетящего мяча

    Ладони обращены навстречу мячу. Ноги должны быть сомкнуты, чтобы мяч не проскочил. Встретив мяч, его нужно подтянуть к животу.

    Прием катящегося мяча

    Когда мяч катится на вратаря, нужно встать по линии движения мяча. Сомкнуть ноги, повернуть руки ладонями вперед, развести пальцы, обхватить катящийся мяч, подтянуть к животу.

    Ловля низколетящего мяча с падением

    Если мяч катится в сторону от вратаря, нужно сначала сделать пробежку и затем прыгнуть низко над землей к мячу. После толчка руки вытягиваются вверх ладонями к мячу. В момент падения ногу, находящуюся внизу, нужно согнуть, и падать перекатом, а не плашмя.

    Отбивание мяча

    Отбивать мяч целесообразно лишь в тех случаях, если при попытке поймать его возможна ошибка. Отбивать мяч можно двумя кулаками или одним. Чтобы отбить мяч кулаками, нужно энергично разогнуть руки в локтевых суставах и в момент, когда руки остаются несколько согнутыми, ударить по мячу кулаками.

    Бросок мяча

    Дальность броска мяча рукой достигается резким поворотом туловища в сторону, куда нужно бросить мяч.

    Рука с мячом, немного согнутая в локте, отводится назад, потом резким поворотом туловища направляется вперед и выбрасывается из-за плеча.
    Можно бросить мяч рукой, находящейся на уровне пояса.

    Ведение мяча

    Вратарь ведет мяч во время ходьбы или бега. Мяч надо ударять о землю короткими движениями после отскоков.

    Выбивание мяча с рук

    Пробежав несколько шагов, вратарь бросает мяч немного вверх-вперед и наносит удар подъемом.

    Бросок мяча одной рукой сбоку низом

    Список литературы

    1. Андреев С.Н. «Футбол в школе», - М., 1986 год.

    2.Арестов Ю.М., Годик М.А. «Подготовка футболистов высших разрядов: Учебное пособие»,- М., 1980 год.

    3. Боген М.М. «Обучение двигательным действиям». - М. , 1980 г.

    4. Варюшин В.В. «Тренировка юных футболистов».- М., 1997 г.