Как правильно плавать баттерфляем на груди. Техника плавания баттерфляем От какого способа произошел способ баттерфляй

Баттерфляй – достаточно сложный в техническом плане стиль плавания, осваивать который имеет смысл лишь опытным спортсменам. Данный стиль позволяет развивать высокую скорость, быстрее можно плавать только кролем, он же сопровождается большими энергозатратами – атлет весом 80 кг за час сжигает до 700 калорий, тогда как при беге расходуется не более 500 ккал.

В данной статье рассмотрена техника плавания баттерфляем. Мы проанализируем все важные нюансы – от способа дыхания, до движений рук и ног, и представим простую и понятную инструкцию для обучения.

Во времена становления плавания как олимпийского вида спорта существовало только три стиля – кроль, кроль на спине и брасс. Баттерфляй возник гораздо позже, впервые его можно было увидеть в 1933 году в исполнении пловца Генри Майерса , который для большей скорости модернизировал классический брасс. Генри начал при гребке поднимать руки над водой, что позволяло сокращать время преодоления дистанции.

Изучением и разработкой техники баттерфляя серьезно занимался Дэвид Армбустер , который считается отцом данного стиля. Именно он внес в изменения в технику движения ног, благодаря которым фляй начал кардинально отличатся от брасса. Параллельно с Армбустером американец Джек Зиг , на основе недавно изобретенного флая, сформировал одну из его вариаций – технику “дельфин”.

Силовые тренировки для баттерфляя

Баттерфляй является крайне трудоемким и энергозатратным стилем плавания , для успеха в котором пловец должен иметь хорошую физическую форму. Отличным подспорьем для занятий в бассейне будут силовые тренировки, которые позволят укрепить целевые мышцы, что даст вам определенное преимущество перед другими новичками.

В баттерфляе всю работу выполняют 4 группы мышц – дельтовидные, трицепсы, широчайшие и мышцы ног. Лучшими упражнениями для их проработки являются:

  1. Дельты (плечи) – жим стоя, протяжка штанги к подбородку, махи гантелями стоя и в наклоне.
  2. Широчайшие (спина) – подтягивания, тяга штанги в наклоне, тяга горизонтального и вертикального блока, тяга гантели одной рукой.
  3. Трицепсы – жим узким хватом, французский жим, разгибание рук на блоке.
  4. Ноги – приседание, жим ногами, разгибание и сгибание ног на тренажере.

Также необходимо уделять достаточное внимание кардиотренировкам – бегу, езде не велосипеде, которые помогут развить легкие и лучше контролировать дыхание.

Важно правильно совмещать занятия в бассейне и другие виды тренировок. Планируйте занятия так, чтобы в неделю у вас было 3 полноценных дня отдыха. Для более эффективного восстановления не лишним будет употребления протеиновых добавок и аминокислотных комплексов.

Учимся технике баттерфляя

Баттерфляй, в отличие от других стилей плавания, крайне требователен к технике атлета. В нем невозможно достичь каких-либо результатов полагаясь лишь на физическую силу. Камнем преткновения для новичков является необходимость одновременного возврата рук в исходную позицию и вдоха, которые необходимо выполнить за доли секунды нахождения над водой. Рассмотрим основные нюансы техники баттерфляя.

Руки

В фляе именно работа рук является основной движущей силой, посредством которой набирается около 80% итоговой скорости. Существует 5 основных фаз движений рук:

  1. Перемещение рук над водой. Руки над водой необходимо переносить сильным махом, при этом сами кисти должны быть достаточно расслаблены. Амплитуда движения – через стороны вперед, в момент гребка плечи необходимо поднимать над водой.
  2. Вход в воду . Перед входом в воду тыльная сторона ладони должна смотреть вниз, локти же находятся выше уровня ладоней. При контакте с водой кисти необходимо удерживать на ширине плеч.
  3. Опорная фаза . После входа рук в воду нужно сделать сильное движение кистями и предплечьем на опережение локтя, амплитуда – вперед, наружу, вниз. В конце движения руки должны быть согнуты в локте, кисти находиться под углом 45 градусов к горизонтали и быть разведенными на расстояние 1.6-1.7 ширины плеч.
  4. Основная фаза . За счет включившихся в работу плечевых мышц и сгибания рук в локтевых суставах делается мощный гребок, на середине движения руки должны быть согнуты под прямым углом, после прохождения середины амплитуды прикладывается максимальное усилие до тех пор, пока локти не будут сведены с туловищем, а кисти находиться в районе таза.
  5. Вынос рук из воды . Вывод рук производится круговым движением, первым на поверхность выводятся локти.

Важно! Усилие, прикладываемое при движении на рук под водой, по всей амплитуде должно быть возрастающим, чтобы создавалась достаточная инерция, необходимая для выноса над водой передней части корпуса.

Ноги и туловище

Ноги, двигаясь в унисон с туловищем, должны совершать волнообразные движения с нарастающей от корпуса к стопам амплитудой. Движения завершаются акцентированным и мощным ударом стоп вниз, при котором таз поднимается к верху. В момент перемещения голени и стоп вверх, наоборот, таз прогибается вниз, а плечевой пояс – вверх.

Ноги необходимо держать плотно прижатыми друг к другу , что позволяет уменьшить потери энергии. Количество фаз движения, заканчивающихся ударом ступней, за полный цикл гребка у каждого спортсмена индивидуально. Это зависит от удобства и личных предпочтений, однако новичкам необходимо ориентироваться на два удара за гребок.

В процессе плавания баттерфляем перемещения ног несут не только движущий, но и координационный характер. Они позволяют стабилизировать положение тела пловца после его вхождения в воду.

Узнайте больше:

Дыхание, старт и финиш

Одной из главных проблем новичков, осваивающих баттерфляй, является необходимость совершать вдох за минимальное количество времени – около 0.5 секунд. В флае момент вдоха необходимо согласовывать с положением рук , делать его нужно тогда, когда плечевой пояс и голова расположены на максимальной высоте над водой.

Порядок вдоха:

  1. При выносе рук и головы над водой начинаем изгибать шею, чтобы голова была поднята лицом вперед.
  2. Выполняем резкий вдох в момент вывода рук из воды.
  3. Погружаем голову в воду сразу после того, как руки над водой пройдут линию плеч.

Выдох нужно начинать сразу после того, как голова погрузилась в воду, при этом по длительности он занимает все оставшиеся фазы гребка.

Правильное дыхание во время плавания в стиле “Баттерфляй”

Подготовленные спортсмены с развитыми легкими для экономии энергии могут совершать 1 вдох-выдох на 2-3 гребка, однако новичкам нужно дышать с каждым выныриванием. Хорошим темпом при баттерфляе считается 55-60 полных циклов в минуту.

На всех соревнованиях старт в флае осуществляется с тумбы, сразу после погружения следует фаза перемещения под водой, сопровождающая волнообразными движениями ног и туловища. При развороте от атлета требуется дотронуться к бортику двумя руками одновременно, при этом лицо должно смотреть вниз.

Лучше всего делать касание полусогнутыми руками, чтобы отпружинив вы могли оттолкнуться от бортика. При финишировании важно, чтобы обе руки располагались строго в горизонтальной плоскости.

В таком виде спорта, как плавание баттерфляем, техника занимает первое место. В отличие от кроля и брасса, здесь у вас не получится добиться высокой скорости плавания, только благодаря физической силе. Баттерфляй считается самым сложным способом для обучения. баттерфляй - один из самых сложных, и научиться хорошо и быстро плавать не так уж и просто. Главная проблема для тех, кто пытается освоить эту технику, - это возврат рук и тела над поверхностью воды в изначальное положение одновременно с дыханием.

Баттерфляй подразумевает синхронные движения рук и ног. Огромную роль в обучении играет волнообразное движение тела. Исходное положение принимается следующее: руки вытянуты вперед, пловец лежит на животе, вытянув ноги назад.

Движения руками

Во время исполнения техники «плавание баттерфляем» движения рук состоят из трех этапов. Это такие: на себя, от себя и возвращение в исходное положение. При желании данные этапы можно разделить на еще более мелкие. Изначальные движения рук при выполнении техники «баттерфляй»: плавание похоже на движения, выполняемые при брассе. Руки должны погружаться в воду таким образом, чтобы ладони немного смотрели вниз и в стороны на расстоянии, равном ширине ваших плеч. Далее руки разводятся в сторону таким образом, чтобы движение было похоже на букву Y.

Следующая фаза: выполняется движение от себя, при котором пловец должен описать вокруг своего тела руками дугу. Локти расположены выше кистей, а кисти, в свою очередь, направлены вниз. После того как руки достигли трети уровня бедра, необходимо выполнить возврат. При этом обязательно помнить, что скорость должна нарастать. Благодаря увеличению скорости движения рук, пловец выталкивает над уровнем воды.

И наконец, финальный этап, когда пловец выносит расслабленные руки вперед и возвращается в исходное положение. Кроме того, они должны быть абсолютно прямыми. Этот этап должен начинаться в воде, когда благодаря сокращению трицепсов пловец полностью продвигается вперед.

Руки опять разведены на расстояние, равное ширине плеч, и снова опускаются в воду. Нужно твердо запомнить, что сводить и разводить руки не стоит.

Движения ногами

При выполнении техники «плавание баттерфляем» следует ноги держать вместе, для того чтобы сократить мощность прилагаемых для плавания усилий. Количество гребков ногами каждый пловец выбирает для себя, но обычно их два.

Вдох

А вот со вдохом посложнее. При выполнении техники «плавание баттерфляем» он должен происходить довольно быстро. Нужно постараться помочь себе, изогнув тело. Но для того чтобы выполнить такое движение, следует иметь отличный навык владения ими. Вдох осуществляется не через нос, а через рот. Голова не должна надолго задерживаться над уровнем воды, потому что это помешает выполнить движения возврата. Перед следующим вдохом следует выполнить выдох через нос и через рот. Пловцы, применяющие стиль плавания баттерфляй, могут использовать различные способы дыхания. Одни дышат через раз, другие - через два. В мире существуют такие профессиональные спортсмены, которые способны проплыть всю дистанцию, при этом вообще не дыша.

Движения телом

Применяя правильные движения телом, можно облегчить себе задачу координации движений. Одновременно опуская плечи в воду, следует поднять бедра выше таким образом, чтобы таз пересек линию воды, - и тело выполнит волну.

На следующем этапе все должно произойти наоборот: плечи поднимаются вверх, а бедра уходят ниже, под воду.

Б аттерфляй является одним из самых сложных стилей плавания. И сегодня в статье пойдет речь о том, как научиться плавать баттерфляем. В статье описана правильная техника плавания баттерфляем, а также даны советы и рекомендации по освоении этого стиля. Девушкам рекомендую ознакомиться со статьей про .

Ключевые аспекты работы над техникой стиля баттерфляй

Ключевые аспекты техники стиля баттерфляй включают два важнейших элемента - волнообразные движения тела и гребок рукой. Они отрабатываются отдельно и в сочетании друг с другом.

Многие выделяют третий ключевой момент - работа ног, однако, я считаю ее продолжением волнообразных движений тела. Данная точка зрения вполне согласуется с широко распространенной сегодня концепций «передней» техники баттерфляй.

Волнообразные движения тела

Центральным элементом, как фигурально, так и буквально, техники стиля баттерфляй являются волнообразные движения тела от головы до пят. Иногда их сравнивают с движениями дельфинов или хлыста, но я считаю, что такие они больше всего похожи на повторяющиеся действия всего тела, напоминающие по форме волну.

Начиная легким движением головы и груди, сила нарастает по мере прохождения «сквозь» тело через бедра и ноги и завершается работой ступней, которая генерирует толчок всего тела.

Положение и движение головы

Голова располагается впереди тела, рассекая воду во время плавания, ее положение и движение имеет важнейший характер и требует особого внимания.

Необходимо не только координировать движение головы с действиями рук во время вдоха, но и правильно расположить ее во время погружения в воду. При наклоне головы и погружении в воду мышцы шеи должны быть расслаблены и растянуты, так как на наклоненную вниз голову создается давление воды (как правило, оно приходится на зону выше лба), что, в свою очередь, облегчает поступательное движение.

Именно голова «запускает» волнообразные действия тела легкими повторяющимися движениями или покачиваниями.

Пловцу не нужно совершать излишние действия головой, так как в этом случае мышцы шеи не расслабляются, а давление воды в области выше лба не помогает телу совершать поступательное движение.

Что касается цикла вдоха, то голова в этот момент должна по минимуму отклоняться от линии поступательного движения.

Работа бедер и эффективные действия ног

Вероятно, важнейшее значение при выполнении волнообразных движений тела имеет сбалансированность и завершенность работы бедер, которая включает не только вертикальные движения, но и толчки тазом.

Стоит отметить, что для их совершения необходима слаженная работа мышц спины при вертикальных движениях и нижних брюшных мышц при толчках тазом, что иллюстрирует важность описанной выше общей физической выносливости и подготовки. Плохая работа бедрами, особенно это касается толчков, обычно наблюдается у пловцов, которые не в состоянии показать хорошие результаты при действиях только ногами. И это кажется вполне логичным.

Эффективная работа ногами подразумевает, что ступни, как при подъеме, так и при опускании, принимают правильное положение, позволяющее генерировать движение в воде по линии, расположенной как раз напротив желаемой передней линии движения. Это достигается частично за счет высокой гибкости зоны ступни и голеностопа. Однако для получения желаемого угла ступней необходима правильная работа бедер.

Ноги следуют за бедрами по мере их движения вверх и вниз. Эти действия сопровождаются естественным сгибанием ног после движения тела. Следом ступни принимают положение в соответствии с данным волнообразным движением тела. При отсутствии направленной вперед работы бедер волнообразное движение тела прерывается, и для того, чтобы ступни приняли необходимое положение под углом, пловец вынужден, прилагая особые усилия, сгибать ноги в коленях, в то время как при волнообразном движении тела ноги сгибаются самопроизвольно.

Это объясняется тем, что ступни, находясь в самом конце короткой линии волны (от колен до ступней, а не от бедер до ступней, что было бы правильней), в результате требуют большего изгиба коленей, чтобы принять положение под нужным углом.

Такое резкое движение коленей в результате создает лишнее сопротивление, не говоря о дополнительной нагрузке на мышцы спортсмена, и снижает отдачу от прилагаемой энергии. Короче говоря, сгибание ног в коленях в соответствии с верным волнообразным движением позволяет ступням принять правильное положение и снижает сопротивление воды.

Толчок ступней - завершающий этап движения тела

Толчок ступней генерирует движущую силу в конце волнообразного движения. Такой толчок задействует потенциал ступней (которые приняли необходимое положение под правильным углом), и подколенных сухожилий.

Этот толчок можно рассматривать как источник дополнительной движущей силы или добавочное взрывное движение, завершающее волну тела, наподобие удара хлыста или восклицательного знака в конце предложения. В любом случае эффективность толчка зависит от правильного выполнения волнообразного движения тела.

Однако есть один очень важный момент - пловцу надо следить за соразмерностью толчка, так как слишком сильные действия ступней могут стать причиной очень сильной волны тела или чрезмерного сгибания ног в коленях.

Толчок должен быть равномерным, но одновременно резким. Негативный эффект чрезмерного толчка будет описан ниже в данной статье, посвященной координации толчка и работе руками. Ниже под термином «толчок» или «движение ногами» будет пониматься завершенное волнообразное движение, включающее толчок ступнями в конце волны.

Хотя толчок ступней, как может показаться, зависит от волнообразного движения тела, отработка толчка ступнями остается очень важной частью программы подготовки пловцов стилем плавания баттерфляй. Их специальная отработка с помощью специальных упражнений позволяет повысить выносливость мышц ног, увеличить гибкость ступней и лодыжек и влияет на правильную работу бедер в ходе волнообразных движений.

Данные упражнения можно проводить в разных положениях - на спине, боку или животе с использованием различного инструмента, включая доски разного размера и длинные, короткие ласты и моноласты. Тренерам следует применять моноласты регулярно, так как это позволяет значительно повысить эффективность тренировок. Заплывы с ними помогают освоить волнообразные движения тела (особенно бедрами), увеличивают гибкость стопы, развивают выносливость мышц разных групп и обтекаемость тела.

Описанные ниже наборы упражнений призваны помочь улучшить форму мышц ног и освоить или улучшить волнообразные движения тела и правильную технику плавания баттерфляй.

Упражнения


— Серия заплывов 3 по 200 метров, тело вытянуто либо движение на животе с доской, повышение активности по мере выполнения заплывов 1-3, 4-6, 7-8.

— Серия заплывов 3 по 100 метров, руки опущены вниз, прохождение дистанции с максимальной скоростью, лучшее среднее время.

Движение на боку. Нижняя рука вытянута, верхняя опущена, чередование движения боков. Данное упражнение позволяет отработать работу бедер позади или впереди воображаемой центральной линии тела.

Работа с моноластами. Выполнение толчков в течение 25 метров, после чего следует короткий перерыв на отдых, серия заплывов 3 по 100 метров, каждые 25 или 15 метров движение под водой при вытянутом положении тела (чередование действий на спине и на животе) плюс движение на боку, чередуя левый и правый при переворачивании.

Вертикальные движения ног с нагрузкой. Отработка прямых вертикальных движений и сбалансированной работы бедрами.

Толчок и плавание. Серия заплывов 3 по 100 метров, 50 метров пловец проходит только с помощью ног / 50 метров стилем баттерфляй, затем следует период отдыха, постепенное повышение нагрузки 1-3, 4-6, 7-8 (шестой заплыв необходимо пройти быстрее третьего, восьмой быстрее шестого).

Старт. Надо сделать 25 повторов; нечетные заплывы выполняются под водой при движении только ногами, четные заплывы - стилем баттерфляй.

Движение только ногами, руки опущены. Упражнение делается в маске с трубкой с или без моноластов. Оно развивает навыки расслабления мышц шеи при наличии давления воды, которое создается поступательным движением головы, несмотря на ее легкие покачивания.

Цикл работы рук

Второй ключевой момент техники стиля баттерфляй - цикл движения рук.

Погружение обеих рук в воду следует за периодом восстановления, который сопровождает «вылет» рук из воды. Данные действия совместно с волнообразными движениями тела и составляют суть техники плавания стиля баттерфляй. За долгие годы с появления стиля баттерфляй многие успешные пловцы демонстрировали самые разные вариации базовой техники.

Сегодня самой популярной является «передняя» техника баттерфляй. На деле эта вариация отличается упором на первую часть гребка или перенесением внимания с зоны за бедрами (то есть ног) в зону до бедер (верхняя часть тела). Различные характеристики такого стиля плавания были успешно разработаны и продемонстрированы выдающимися пловцами и мировыми рекордсменами - Денисом Панкратовым, Майклом Климом и Дженни Томпсоном. Эволюция техники Томпсона особенно ярко иллюстрирует развитие техники стиля баттерфляй.

Первоначальная фаза цикла работы рук

Анализ работы рук, характерной для стиля баттерфляй, мы начнем с верхней части цикла: кисти вытянуты над головой, руки расположены в пределах воображаемых границ, идущих от плеч пловца. Из этого положения руки двигаются парно вперед и вниз. Сила движения вперед уменьшается по мере достижения точки непосредственно впереди линии плеч.

Руки завершают движение вниз в точке, расположенной под соответствующим уровнем локтей, в то время как кончики пальцев поворачиваются вниз по направлению ко дну бассейна. В то же самое время ладони поворачиваются внутрь, таким образом, располагаясь вдоль линии движения пловца. Именно так выглядит идеальное положение рук в позиции «захвата».

После легкого расслабления рук и сгибания их в локте начинается силовая фаза гребка. Она сопровождается отводом рук на линию, расположенную прямо напротив предполагаемой передней линии движения. По мере прохождения рук вдоль линии груди сила прямого проталкивания рук назад снижается, кисти поворачиваются внутрь, а линии движения рук практически пересекаются в точке чуть позади линии груди. В этот момент ладони поворачиваются и возобновляется прямой гребок рук, которые теперь находятся близко друг к другу.

Лучше всего начинать такой гребок раньше (приблизительно на линии груди), а не позже. Увод рук под грудь позволяет облегчить и ускорить их выход из воды в завершающей стадии гребка, что, в свою очередь, уменьшает нагрузку. Руки сохраняют идеальный угол на достаточно длительный непрерывный период времени, в результате пловец имеет возможность выполнения быстрого и более эффективного их вывода из воды. Поздний гребок оставляет меньше времени на «накопление» сил для вывода и восстановления рук, что приводит к их «залипанию» на глубине или к неэффективному длинному гребку.

На основании всей изложенной выше информации логично возникает следующий вопрос: в какой точке необходимо уменьшить силу, прилагаемую для выполнения гребка, и когда следует выводить руки из воды? Руки должны совершать проталкивание до момента сохранения максимальной движущей силы непосредственно перед естественным подъемом пальцев, который имеет место в нижней точке гребка.

После начала подъема пальцев пловец опускает бедра, в результате чего руки не имеют возможности генерировать движущую силу с помощью проталкивания воды. Вывод рук из нее при «позднем» гребке задерживается, так как атлет не имеет достаточно времени для накопления сил, требуемых для быстрого и эффективного перехода к фазе восстановления.

При использовании «передней» техники стиля баттерфляй руки проталкивают воду только до конечной точки, позволяющей генерировать максимальную движущую силу, а не тратить энергию на неэффективный длинный гребок. Также стоит отметить, что благодаря раннему гребку у пловца есть возможность накопить силы для быстрого и эффективного вывода рук из воды и перехода к фазе восстановления.

Фаза восстановления

Корректный вывод рук (помимо своевременного повторного толчка ногами, который мы обсудим позже) помогает пловцу накопить энергию для взмаха руками над водой. Они, таким образом, сохраняют положение, которое принимают во время фазы гребка и вывода из воды.

В данный момент очень важно расслабить руки. Их сжатие или изгиб замедляет выход из воды. Также такие действия затрудняют поступательное движение рук и плеч в верхней части фазы расслабления перед погружением рук в воду. Они должны быть максимально расслаблены, падая «мертвым грузом» в воду. Таким образом, пловец имеет возможность накопить наибольшую инерцию для входа в воду и начала нового гребка.

Для «передней» техники стиля баттерфляй расслабление рук, их идеальное вхождение в воду в сочетании с максимальной эффективностью гребка и быстрым выходом из воды позволяет обеспечить быстрый переход к силовой фазе гребка и более равномерное поступательное движение.

Движение головы - циклы дыхания и выдыхания

Пловец должен следить за правильным положением головы - лицо направлено вниз, мышцы шеи расслаблены. Положение головы имеет очень большое значение во время циклов вдоха и выдоха. В самом начале гребка она слегка приподнимается и находится в таком положении во время гребка руками. Затем начинает опускаться, когда руки пловца выходят из воды, и продолжает это делать в период фазы расслабления рук.

Во время цикла вдоха движения головы носят аналогичный характер, помимо того, что в таком случае необходима чуть большая интенсивность гребка. Это позволяет голове подняться выше, чтобы пловец смог сделать вдох. Стоит отметить, что, как и в случае с циклом выдоха, голова должна оставаться в первоначальном положении как можно дольше. В результате при вдохе голова чуть нагибается вперед.

Традиционная техника вдоха подразумевает поднятие головы для вдоха, что нагружает мышцы шеи, подбородок поднимается вперед, это влечет дальнейший подъем головы. В опущенном положении шея и голова остаются расслабленными и находятся ближе к линии поступательного движения. Нагибание головы генерирует гораздо меньше работы по подъему и опусканию при вдохе по сравнению с традиционной техникой вдоха.

Если смотреть со стороны, то подобная техника вдоха (я имею в виду легкое сгибание головы) характерна для пловцов, использующих «переднюю» технику гребка. Например, у Панкратова, Клима и Томпсона. Если смотреть спереди, то при такой технике вдоха остается видимой меньшая часть головы (особенно касательно подбородка). Если посмотреть на Панкратова, например, сзади, очень трудно будет отличить эти легкие изгибы головы во время вдоха, которые сопровождаются ее ограниченными движениями вверх-вниз (голова при этом имеет более-менее постоянный угол) от движений головы во время выдоха.

Это еще одно преимущество легкого наклона головы во время вдоха. Такое движение генерирует меньшую нагрузку на мышцы шеи, а руки и плечи принимают более свободное положение во время фазы расслабления, прежде чем опуститься в воду.

Опускание рук в воду

Помните, как мы говорили о том, что руки падают вперед по направлению движения, а голова и шея опускаются в воду.

Необходимо обеспечить одновременное опускание рук и головы в воду (это наблюдается во время цикла выдоха, когда голова принимает свое первоначальное положение).

Таким образом, согласно теории аналитика техники гребка Билла Бумера (Bill Boomer), голова и руки, опускаясь в воду одновременно, генерируют большую движущую силу. Такой эффект «заброса массы» усиливается дополнительной энергией, создаваемой падением рук в воду и сгибанием головы вперед.

Кисти входят в воду внутри линий, которые идут от плеч пловца при вытянутых руках. Их расслабление имеет очень большое значение, так как позволяет генерировать дополнительную движущую силу во время подъема бедер и наклона головы вперед.

В этот момент кисти начинают движение вниз и наружу и начинается новый цикл гребка. Для этого необходимо иметь .

Волнообразное движение тела и цикл работы рук

На каждый цикл работы рук приходится два волнообразных движения тела - одна «волна» сопровождает переднюю фазу гребка, то есть опускание рук в воду и наклон головы, а вторая «волна» имеет место во время завершения гребка. Есть успешные пловцы, ограничивающиеся одним волнообразным движением и, как правило, специализирующиеся на дистанциях длиной 200 метров, однако это скорее исключение. Работа рук в сочетании с постоянными периодическими волнообразными движениями тела позволяет добиться максимальной эффективности.

Стоит отметить, что толчки ступнями должны быть резкими и направленными вдоль основной «волны» тела. Чрезмерная «надежда» на второе волнообразное движение, когда руки завершают фазу гребка, характерна для пловцов с техникой позднего гребка. В результате мы имеем не только чрезмерную нагрузку, но и ломку ритма работы рук и тела.

При «передней» технике вторая «волна» не отличается от первой и сохраняет эффективность. Она поддерживает, а не подрывает важнейший момент выхода рук из воды и их перехода в фазу восстановления, позволяет лучше подготовиться к силовому этапу нового гребка.

Видео с техникой плавания баттерфляй

С уважением, Владимир Манеров

Подписывайтесь и узнавайте первым о новых статьях на сайте, прямо у себя на почте.

Российские квалификационные нормативы

История стиля

Первоначально, было только 3 стиля плавания: вольный стиль, брасс и кроль на спине. Батерфляй появился именно при «модернизации» брасса. Руки стали проносить над поверхностью воды(так как плотность воздуха в 4 раза меньше, чем плотность воды)это ускорило продвижение пловца. А потом изменили и движение ног на более естественное.

В конце 1933 году Генри Майерс плавал подобием баттерфляя в соревновании в Центральном Бруклине ИМКА. Баттерфляй развивался из брасса. Дэвид Армбрустер, тренер по плаванию в университете штата Айова, исследовал брасс. В 1934 Армбрустер усовершенствовал метод для выдвижения рук вперед над водой при брассе. Он назвал новый стиль "Баттерфляй". Несмотря на то, что стиль труден, в нем значительное улучшение в скорости. Один год спустя, в 1935, Джек Зиг, пловец также из Университета штата Айова, разработал технику удара, связанную с плаванием на спине и биением ногами в унисон, подобно хвосту рыбы, а затем изменил технику чтобы плавать лицом вниз. Он назвал это стилем дельфин-как удар рыбьего хвоста. Армбрустер и Зиг быстро обнаружили, что сочетание этих техник создают очень быстрый стиль плавания.

Техника плавания

В баттерфляе исключительно важна правильная техника. В отличие от кроля, кроля на спине и брасса, в баттерфляе невозможно добиться хорошей скорости за счет только физической силы. Многие считают этот стиль самым трудным в изучении. Основную трудность для новичков представляет одновременный возврат над водой рук и всего тела в исходную позицию, при этом еще и с одновременным дыханием.

Техника состоит из синхронного движения руками и ногами, в этом большую роль играет волнообразное движение всего тела. В начальной позиции пловец лежит на воде на животе, руки вытянуты вперед, ноги вытянуты назад.

Движения руками

Состоят из трех главных фаз: к себе, от себя, возврат, но могут быть поделены и на более мелкие части. В начале движения отчасти напоминают брасс, руки погружаются в воду ладонями в стороны (и немного вниз) примерно на ширине плеч, а затем разводятся в стороны в виде буквы Y. В фазе «от себя» руки описывают полукруг вокруг тела, локти выше кистей, кисти направлены вниз и немного под себя. Движение достигает примерно 1/3 бедра, затем начинается возврат. Скорость рук возрастает с самого начала до точки наибольшего ускорения в самом конце движения. Это ускорение создает достаточный толчок для выхода на поверхность передней части тела.

Затем следует фаза возврата, в которой руки быстро переносятся вперед, локти при этом прямые, руки расслаблены. Начинается эта фаза когда руки еще под водой, затем они выносятся резким движением вперед за счет мыщц трицепса. Важно не погружать их в воду слишком рано, так как движение вперед под водой создаст дополнительное сопротивление, хотя на длинных дистанциях такого эффекта избежать невозможно.

Руки снова погружаются в воду на расстоянии плеч, большими пальцами вниз. Шире разводить руки не рекомендуется, это уменьшит гребок, так же, как и сводить ‘уже. Некоторые пловцы, тем не менее, предпочитают коснуться руками в этой точке, это помогает им сделать гребок более энергичным.

Если в начале движения руки описывают полукруг, то к концу фазы «от себя» они могут двигаться параллельно. Это всегда было классической траекторией движения, однако, в последнее время заметна тенденция совершать только большой полукруг по всей длине движения руками.

Движения ногами

Отчасти напоминает движение в кроле, однако, ноги движутся одновременно, а не по очереди и при этом задействуется другой набор мышц. За счет сильного движения ногами вверх, затем слабого вниз, на поверхность выносятся плечи и голова, после чего сильное движение ногами вниз и слабое вверх поднимает спину. Оба этих движения переходят одно в другое благодаря естественным волнообразным колебаниям тела.

Ноги при этом держат вместе, чтобы избежать потерь в усилии. Ступни направлены вниз. В правилах не указывается, сколько раз за цикл пловец должен грести ногами. Это зависит от удобства, и обычно за цикл делается два гребка.

Некоторым спортсменам удается совмещать движения руками баттерфляем с гребками ногами из брасса. Такой сплав вполне естественен, так как баттерфляй появился как разновидность брасса приблизительно в 1953 г. До 2001 г. правилами не запрещалась такая комбинация. И по сей день правилами допускаются исключения, хотя большинство пловцов сейчас предпочитает волнообразные движения ногами.

Дыхание

Вдох приходится делать за очень короткий промежуток времени. Удобно помогать себе, изгибая тело, для этого требуется хорошо отточенная техника движений. Начинается вдох на завершающей фазе движения руками: гребок на уровне груди приподнимает тело над поверхностью. Подняв голову в этот момент, пловец может сделать вдох через рот. Опытным спортсменам удается при этом держать взгляд направленным в нижнюю часть противоположного бортика, то есть оставлять голову слегка опущенной - в таком варианте тело лучше сбалансировано и более прямое. Когда руки начинают взмах вперед, голова погружается обратно в воду. Не следует задерживать голову над поверхностью, это замедляет возвратное движение. Выдох происходит через рот и нос в течение всего последующего цикла до следующего вдоха. Некоторые пловцы предпочитают делать вдох через сторону, как в кроле, при этом вся все остальные условия сохраняются - как пример можно привести спортсмена Дениса Панкратова .

Как правило, вдох делается на каждый второй выход из воды, это наиболее оптимальный вариант для больших дистанций. Можно брать дыхание и на каждом выходе, но это может уменьшать скорость и приводить к гипервентиляции легких. Тренированные пловцы добиваются, чтобы циклы с дыханием и без были одинаково быстрыми, поэтому могут делать вдох каждый раз - например, так делает Майкл Фелпс . Используется также последовательность «два со вдохом, один без», создающая меньшую нагрузку на легкие и «на каждый третий», пригодная для пловцов с хорошо развитыми легкими, особенно на коротких дистанциях или на последнем участке. На коротких дистанциях отдельные спортсмены могут вообще не брать дыхание.

Движения телом

Сложную координацию движений в баттерфляе можно облегчить с помощью правильных движений телом. Когда плечи опускаются вниз, бедра поднимаются выше, а таз пересекает линию воды, отчего по телу как бы проходит волна. Затем в последующей фазе гребка плечи движутся вверх, и тогда бедра оказываются внизу, причем этот импульс кажется сильнее.

Старт

Используется обычный старт. После прыжка следует фаза скольжения под водой, после нее волнообразные движения ногами. Подводная фаза очень важна, так как сопротивление воды во время нее минимально. Правила допускают максимум 15 м подводного плавания, после чего спортсмен должен пересечь линию воды.

Разворот и финал

При развороте и финише дистанции пловец должен дотронуться до бортика обеими руками, лицо повернуто вниз. Как правило, это делают слегка согнутыми руками, чтобы оттолкнуться от бортика при развороте. Одна рука разворачивается первой, затем ноги достигают бортика, вторая рука разворачивается, тело погружается глубже, грудь параллельна или почти параллельна дну. Затем следует толчок, тело остается вытянутым, руки вперед. Как и при старте, разрешается до 15 м плавания под водой. Большинство спортсменов на этом промежутке помогают себе вертикальными гребками ногами, как в баттерфляе.

На финише правила требуют коснуться бортика двумя руками одновременно, руки должны быть в одной горизонтальной плоскости.

Стиль «дельфин»

Одной из разновидностей баттерфляя является стиль «Дельфин».

См. также

Ссылки

  • Петрия Томас плывет к своей золотой медали на дистанции 100 м баттерфляем

Вид плавания баттерфляем считается одним из самых сложных, которому необходима сила, точность выполнения и хорошее чувство ритма. Баттерфляй - чаще известный среди пловцов как «флай» - востребует довольно много к себе внимания в плане практики, он является самым зрелищным видом плавания, который в наше время используется на соревнованиях.

Шаги

Часть 1

Совершенствование

Правильное движение рук. Движение рук в данном виде плавания можно разделить на три части: подъем вверх (высвобождение), проталкивание и возврат.

  • Начинайте с вытянутых рук над головой (на ширине плеч), потяните руки к телу, полукруглым движением ладонями наружу поднимите над водой. Помните, что локти при подъеме должны быть выше рук. Это была первая часть - подъем вверх.
  • В конце первой части, сквозь воду, вдоль боков и бедер, начинайте проталкивать ладони тыльной стороной. Это, пожалуй, самый быстрый момент в цикле движения рук, который обеспечивает их высвобождение.
  • Хороший способ правильно запомнить движения рук, это представить себе форму большой замочной скважины, образующейся при помощи ваших рук под водой. Высвобождение представляет собой широкую часть замочной скважины, в то время как проталкивание - узкую.
  • Завершающая часть цикла движения рук - это возврат (восстановление). Как только ваши руки достигнут бедер, одновременно взмахните обеими руками над водой и выбросьте их вперед, в исходное положение. Ладони должны смотреть наружу, так, чтобы в воду первыми входили большие пальцы, а не мизинцы.
  • Мастер удара дельфином. Название «Удар Дельфина» было дано в связи со схожестью движения ногами в данном виде плавания. Представьте, будто ваши ноги движутся точно так же, как хвост у дельфина (или русалки).

    • В ударе дельфином, во избежание потери давления воды, ноги должны быть прижаты друг к другу и двигаться одновременно.
    • В баттерфляе соотношение движения рук и ног идет два к одному, за один цикл руками, происходит два удара ногами. Однако удары ногами должны быть разными - один удар маленький, другой большой.
    • Маленький удар происходит в то время, когда вы прорабатываете руками форму замочной скважины. Поскольку руки в дополнение к ногам обеспечивают дополнительный толчок вперед, сильный удар ногами не обязателен.
    • Большой удар происходит в момент возврата рук, в то время, когда руки выходят из воды. Во время подъема рук из воды теряется импульс движения, так как для того, чтобы продвинуться вперед, вам необходим большой, сильный удар ногами.
    • Самая распространенная ошибка начинающих в баттерфляе - это равносильные удары ногами, то есть отсутствие чередования маленького удара с большим.
  • Двигайтесь как волна. В баттерфляе должны быть задействованы не только руки и ноги, но и все тело!

    • Практикуйте волнообразные движения. Представляйте, как двигается дельфин - во время плавания ваше тело должно образовывать волнообразную фигуру «S».
    • Более детально - когда ваша грудь поднимается, ваши бедра занимают самую низкую точку расположения, а когда грудь опускается, бедра должны занять самую высокую точку расположения.
    • Гораздо проще вам будет освоить баттерфляй, если вы научитесь управлять вашим телом, сможете синхронизировать движения ваших рук с ногами. Вы сможете плавать значительно быстрее, а уставать будете намного меньше.
  • Дыхание. Дыхание в баттерфляе немного сложновато, поскольку должно происходить во время и довольно быстро.

    • Вдох должен производиться в то время, когда руки только начинают подниматься из воды.
    • Перед тем, как руки выйдут из воды, приподнимите голову так, чтобы подбородок находился над водой, и сделайте вдох. Не поворачивайте голову вправо или влево, держите только прямо.
    • Как только руки высвободятся, опустите лицо в воду, коснувшись подбородком груди. Это поможет вам поднять руки намного выше.
    • Старайтесь ограничивать количество вдохов, поскольку, если вы будете производить вдох на каждый цикл движения, то вы потеряете в скорости.
  • Совместите все это воедино. Комбинируя все перечисленные шаги - движение рук, ног и тела, а также правильное дыхание, вы поймете, что освоили «флай» так, как надо.

    • Однако имейте ввиду, для того, чтобы превосходно освоить данный вид, научиться синхронизировать движения тела, необходимо много практиковаться.
    • Очень важный момент - это тщательная работа над техникой, поскольку неверное выполнение движений может привести к травмам мышц и суставов, например плечевого сустава. Кроме вероятности получения травм, некачественное выполнение осложнит сам процесс.
    • Если вам нравится баттерфляй, и вы усердно работаете над техникой, то лучше всего, конечно же, обратиться к профессиональному тренеру. Он сможет детально вам все объяснить и пронаблюдать за вашими действиями, укажет на погрешности.

    Часть 2

    Практические упражнения

    Одноручный баттерфляй. Первое упражнение в работе над баттерфляем - это техника одноручного баттерфляя.

    • Начнем с расстановкой рук на ширине плеч. Движение начинайте с удара ногами (удар дельфина).
    • На каждый четвертый удар делайте один взмах рукой (одной), другую же держите вытянутой прямо вперед.
    • Пока вы отрабатываете это упражнение, вы может брать воздух, поворачивая голову в сторону.
    • Как только вы доплыли до другого конца бассейна, развернитесь и плывите обратно, но только уже при помощи другой руки. Необходимо давать равномерную нагрузку.
  • Задействуйте обе руки. Это упражнение дает хорошую возможность сбалансировать и контролировать движение рук.

    • Затем начните плавать, используя удар ногами (используя удар дельфина), руки же держите прямо вытянутыми перед собой, на ширине плеч.
    • Вместо обычных взмахов практикуйте поочередные, но только по два раза - сначала два взмаха правой рукой, затем левой, а после постарайтесь сразу двумя.
  • Работайте над ударом дельфина. Данное упражнение необходимо для ритма ударов, плюс для отработки дыхания.

    • Проплывите весь бассейн только при помощи ударов ногами (дельфина), при этом руки держите прижатыми к телу, а голову опущенной вниз.
    • Попробуйте чередовать большие удары с маленькими, как было описано выше, попытайтесь почувствовать ритм движения.
    • Делайте вдох на каждый четвертый или пятый удар, синхронизируйте движение вашего тела с дыханием так, чтобы вам было удобно.
    • Как только вы поймете, как работают ноги, тут же добавляйте руки.
    • Если плавание дается вам слишком трудно, то за два часа до тренировки не употребляйте слишком много углеводов (макароны, рис и т.д). Это снижает вашу производительность. Можете съесть какие-нибудь легкие закуски, содержащие углеводы. Продукты типа хлеба или энергетических батончиков будут как раз кстати. Только не добавляйте масло.
    • Удар ногами должен исходить от бедра, также старайтесь сильно не сгибать ноги в коленях. Основная сила удара исходит от бедра, а не от голеностопа.
    • Излишний подъем рук только усложняет движение. Может показаться, что это уменьшает вашим рукам сопротивление, но это лишь изменит положение вашего тела с горизонтального в более вертикальное, отсюда и поговорка «плавучий холм». Если вы поднимаете руки всего лишь на 2-3 см над водой, то вам нужно усердней поработать над этим.
    • Делайте больше упражнений. Упражнения - это залог успеха в любом виде плавания, особенно в баттерфляе. Делайте упражнения на силу и выносливость, отрабатывайте работу рук и ног, дыхания и т.д.
    • Взмахнув руками, оставляйте их на ширине плеч. Не соединяйте их и не позволяйте им между собой ударяться, это замедляет ваш ход.
    • Во время дыхания не поднимайте подбородок выше, чем на 7-8 см над водой, иначе вы будете заставлять себя тянуться вверх, а не вперед.
    • Одно из упражнений - при помощи удара ногами постарайтесь остаться на плаву в вертикальном положении, руки не задействованы.
    • Для улучшения волновых движений тела убедитесь, что при взмахе работает и грудь.
    • Сначала научитесь плавать другими видами, осваивать баттерфляй нужно в самую последнюю очередь, он применяется при подготовке к соревнованиям. Баттерфляй требует много сил и выносливости, которые вы должны развить прежде, чем взяться за данный вид плавания.
    • Возможно для того. Чтобы было легче освоить баттерфляй, можно надеть ласты, однако использование доски для плавания категорически запрещено, поскольку это не дает возможности почувствовать необходимого движения тела.

    Предупреждения

    • Ежедневные пробежки не очень хороши для баттерфляя, поскольку есть вероятность травмирования наиболее важной для баттерфляя части тела, ног. Проводите кардио тренировки также при помощи плавания.
    • Не расстраивайтесь; хотя это и не просто, но все же вполне возможно (в условиях конкурентоспособности) проплыть 50м за 35 секунд.
    • Не забывайте, что во время соревнований вы должны коснуться борта обеими руками. Если вы этого не сделаете, то вас могут дисквалифицировать. Также делайте открытый разворот. Прикоснитесь обеими руками, одновременно. Одну поднимите над головой, вторую опустите вниз, в воду, а ваше тело пусть идет следом. Затем обе руки коснуться стенки для того, чтобы затем оттолкнуться.
    • Баттерфляй - довольно изматывающий вид плавания, поэтому, во избежание спазмов живота, не ешьте слишком много перед тренировкой.