Вращения. Художественная гимнастика. Закрепление техники двигательных действий с гимнастическим обручем Бросок обруча ногой в художественной гимнастике

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 6

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
  • закрепление техники исполнения элементов с гимнастическим обручем;
  • применение техники исполнения элементов в упражнении с гимнастическим обручем;
  • итог на рефлексивной основе.

Цели урока:

Обучающий аспект (освоение учебного материала):

  • закрепить технику исполнения отдельных элементов с гимнастическим обручем (вращение, броски в горизонтальной и вертикальной плоскости, манипуляции);
  • согласовать технику исполнения элементов с гимнастическим обручем с элементами хореографической подготовки (равновесие, поворот, перекат);
  • выполнить часть упражнения с обручем, достичь слитности движений в заданном ритме, законченность и точность каждого движения.

Развивающий аспект (развитие физических качеств):

  • укрепление здоровья и гармоничное развитие форм и функций организма учащихся;
  • формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений;
  • разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие специальных физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, прыгучесть, функции равновесия, выносливость);
  • развитие эстетических качеств (танцевальности, выразительности и артистизма);
  • специально-двигательная подготовка: развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений, реакции на движущийся объект и антиципации (предвидение зоны падения предмета);
  • начальная техническая подготовка: освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов с обручем;

Воспитательный аспект (формирование и развитие личности):

  • привитие интереса и потребности к регулярным занятиям;
  • воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Инвентарь и оборудование: гимнастическая стенка, коврики, гимнастические обручи

Этап урока

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовка
к активной учебно-познавательной деятельности
1. Построение, сообщение целей урока 1 мин
2. Разминка у гимнастической стенки с элементами хореографии 5-7 мин Выполняя упражнения у гимнастической стенки, обратить внимание на осанку, вытянутые колени, оттянутые носки, подтянутые мышцы.Амплитуда выполнения упражнений увеличивается с каждым повторением задания. Во время разминки девушки повторяют хореографические позиции, выполняют упражнения на развитие равновесия, укрепления мышц бедра и развитие гибкости.
3. Прыжковые упражнения, танцевальные шаги, повороты 5-7 мин Разминка проводится с продвижением по диагональным сторонам зала. Прыжки на двух ногах, на одной, со сменой ног, прыжки в группировку, «лягушку», «препятку» выполняются через наскок на протяжении всей диагонали, что требует от девушек выносливости. Танцевальные шаги польки с различной работой рук и чередованием с беговыми шагами требует координационных способностей. Гимнастические соединения: поворот, танцевальные шаги, равновесие – концентрации внимания и эстетического исполнения связки.

Закрепление техники исполнения элементов
с гимнастическим обручем

1. Выполнение заданий с гимнастическим обручем:

- манипуляции: вращения обруча (вперед, назад на кисти), перекаты обруча по телу и рукам, вертушки;

Вращение обруча на кисти происходит между указательным и большим пальцем, во время переката по рукам, локти не сгибаем, следим за осанкой и постановкой ног.

- броски: из бокового вращения назад бросок обруча с ловлей во вращение; броски в горизонтальной плоскости; броски обруча в боковой плоскости с ловлей за спиной; 3-4 мин Основная задача гимнастки при броске правильно задать вектор движения и силу броска для оптимального приема обруча. Броски выполняются прямой рукой от плеча, показывая кистью направление движения предмета. Различная ловля обруча (во вращение, за спиной, впрыгивание в обруч) помогает гимнастке развивать специальные физические качества.
- связки с гимнастическим обручем (равновесие, поворот, перекат); 3-4 мин Задача - выполнить часть упражнения с обручем, достичь слитности движения в заданном ритме. Соединение бросков, поворотов и равновесий с обручем, основной момент в составлении гимнастического упражнения.
2.Самостоятельная работа в группах:
- составить связку с обручем;
5-7 мин Творческий процесс неотъемлемая часть работы на уроках художественной гимнастики. Разнообразие движений обруча и тела каждая гимнастка должна уметь чувствовать по-своему.

- продемонстрировать связку с обручем

Соединение отдельных элементов в часть упражнения – демонстрация умений и навыков работы с обручем, полученных на уроках.

Подвести итог урока: фронтальная беседа с учащимися, обсуждение техники двигательных действий при составлении и демонстрации связок с гимнастическим обручем, высказывания учащихся по техническому выполнению отдельных элементов и связки в целом.

Подведение итогов по результатам урока. Выставление отметок.

По окончании урока напомнить о правилах личной гигиены.

Броски обруча могут быть по прямой (высокие броски) и по дуге (дуговые броски). Сам обруч может находиться при этом вертикально, горизонтально или наклонно и вращаться до ловли.

Для точного и высокого выполнения любого броса необходимо вращать обруч или делать замах свободной ненапряженной рукой, выпрямленной в момент выпуска обруча точно в направлении предназначенного полета. При ловле необходимо добиваться слитной амортизации падения обруча при помощи вращения или маха для перехода к выполнению последующих элементов.

Самыми простыми, с которых следует начать обучение, являются броски двумя руками. При выполнении этих элементов занимающиеся учатся следить за плоскостью полета обруча, точно направлять бросок и амортизировать силу падения при ловле. Когда эти элементы довольно прочно усвоены, можно переходить к разучиванию бросков одной рукой по прямой и по дуге. Броски по дуге бывают очень разные по амплитуде полета в зависимости от величины примененной силы и от того, дается ли замах к броску кистью, сгибанием руки в локтевом или плечевом суставах. Сам обруч может при этом перелетать через плечо, под плечо, под ноги, вокруг тела и т. д.

Специального разучивания требуют броски обруча с вращением вокруг кисти. При этом необходимо следить, чтобы применение силы для броска произошло в момент вращения обруча кверху (рука находится внизу). Падение амортизируется тоже вращением или махом.

К сложным по технике исполнения относятся броски с вращением обруча вокруг вертикальной или горизонтальной осей в полете. Выполнение высоких бросков гимнастками показывает степень владения этим предметом.

1. Обруч вперед, держа за верхний край сверху: спружинивая, маленький бросок обруча и перехват за боковые края. Спружинивая, маленький бросок обруча и перехват за нижний край. То же, но поймать обруч хватом изнутри.

2. Обруч вперед-кверху: спружинивая, бросок обруча вверх. То же, но поймать на беге. То же, но после ловли прыгнуть в обруч, вращая его вперед, как скакалку.

3. Обруч вперед горизонтально: бросок (горизонтально) вверх и поймать. То же, но поймать, стоя внутри обруча. То же, но горизонтальный бросок через голову, поворот кругом и поймать обруч впереди.

4. Обруч вперед продольно: спружинивая, бросок обруча вверх и поймать. То же, но поймать, меняя положение рук и наклон в сторону. То же, но поворот обруча на 180° вокруг вертикальной оси.

5. Обруч в правой руке вперед продольно: спружинивая, замах назад и бросок вперед-кверху. То же, но поймать другой рукой. То же, но бросок по дуге назад, поворот кругом и поймать левой рукой. То же, но бросок более сильный, побежать за обручем и поймать той же рукой.

6. Обруч вперед, держать правой рукой за верхний край снизу: замах влево и махом вправо-кверху бросок по дуге влево, поймать левой рукой. Повторить в другую сторону. То же, но бросать только справа-кверху (снизу передать обруч в правую руку). То же, но высокий бросок по дуге и перебежать за ним для ловли.

7. Обруч вперед в правой руке: вращая вокруг кисти, бросок обруча вверх, поймать двумя руками. То же, но поймать одной рукой, продолжая вращение. То же, но высокий бросок вверх, поворот кругом и поймать той же или другой рукой.

8. Обруч вперед продольно: махом назад бросок через плечо, поймать двумя руками. То же, но бросать и поймать одной рукой. То же, на различных шагах.

9. Обруч в правой руке продольно кверху: опусканием руки бросок обруча за рукой малым кругом кистью, поймать той же рукой. То же, но бросок кругом вокруг большого пальца. То же, с поворотом крутом и поймать другой рукой.

10. Обруч в правой руке продольно: дуговой бросок обруча за спиной (рис. 65). То же, перед телом (рис. 66).

11. Обруч в правой руке горизонтально: горизонтальным махом влево бросок вокруг шеи, поймать правой рукой в сторону. То же, но бросок вокруг туловища.

12. Обруч вперед горизонтально: бросок двумя руками с вращением кверху (вокруг горизонтальной оси), поймать двумя руками. То же, через голову и поймать после поворота кругом впереди. То же, но бросать одной рукой. То же, но бросать и поймать одной рукой.

Определение и характеристика предмета

Обруч – это гимнастический снаряд кольцевидной формы. Упражнения с обручем входят в число дисциплин художественной гимнастики.

Гимнастический обруч делается из ПВХ, пластика или полиэтилена. Деревянные хула-хупы уже не используются. Диаметр обруча колеблется от 80 до 90 см в зависимости от роста спортсменки. Минимальный вес – 300 граммов. Хула-хуп должен быть достаточно жестким, чтобы сохранять свою форму после приземлений на гимнастический помост. Цвет хула-хупа не регламентирован и подбирается спортсменками под тему выступления и костюмы.

История возникновения предмета

Обруч в качестве то спортивного снаряда, то забавной игры, то предмета культа изображается чуть ли не на древнеегипетских барельефах. История обруча в современном его виде начинается только в прошлом веке. Обруч использовали австралийские спортсмены для тренировок. Американец Ричард Кнерр услышал устное описание австралийского спортивного снаряда и, что типично для американцев, основал компанию и наладил массовое производство.

Испытания версии Кнерра состоялись в 1958 году. Чудо-изобретение американец дарил школьникам и требовал от сотрудников своей компании летать с ним в самолетах, чтобы привлекать к новшеству внимание людей. Его промо-акции оправдали себя на сто процентов. Компания Кнерра производила по 20 000 обручей ежедневно. Кстати, у американцев обручи стали называться привычным и для нас словом «хула-хуп» (хула – гавайский танец, очень напоминающий движения человека, крутящего обруч; hoop — обруч). Кнерру не удалось запатентовать свое изобретение. Образовались фирмы-конкуренты. За год производители хула-хупов продали более ста миллионов обручей, и рынок окончательно насытился.

В 60-х хула-хуп появился в советском Союзе. Сначала его не приветствовали как порождение буржуазного общества. Однако после выхода фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», где в одном из эпизодов актриса вращала хула-хуп, популярность обруча в СССР фантастически выросла.

Особенности использования предмета в художественной гимнастике

Суть выступления с обручем в художественной гимнастике заключается во вращениях: ногой, шеей, туловищем, рукой. Особенно эффектно выглядят броски и перекаты обруча на фоне различных элементов. Также ценятся прокаты обруча по телу гимнастки и прохода сквозь него. Обруч ни в коем случае не должен падать на гимнастический помост, важно сохранять плоскость его движения. Арбитры оценивают и правильный хват обруча. Любая вибрация обруча во время полета штрафуется судьями как техническая погрешность. Обруч позволяет гимнасткам показывать все грани своего мастерства и технического оснащения.

Элементы с обручем в художественной гимнастике по праву считаются одними из самых грациозных. Зрелищность данного вида достигается, в основном, благодаря выполнению упражнений с различными спортивными аксессуарами: обручем, мячом, скакалкой, лентой и булавами.

Среди людей бытует мнение, что самым простым снарядом является обруч, однако это ошибочное суждение. Обруч – это непредсказуемый и универсальный снаряд, который позволяет тренеру расширять базу элементов и создавать интересные упражнения для любого возраста.

Выбор спортивного снаряда

Для игр и развлечений можно приобретать обруч любого веса и размера, однако для профессионального есть определенные стандарты.

Среди людей бытует мнение, что самым простым снарядом является обруч, однако это ошибочное суждение.

Размер обруча определяется по его диаметру. При этом ориентироваться следует не на возраст юных спортсменок, а на их рост. Идеальным размером для начинающих гимнасток является обруч, диаметр которого равен длине от пола до боковой кости бедра.

Позже, в возрасте 16 лет, когда ребенок начинает участвовать в международных соревнованиях по художественной гимнастике, следует приобрести предмет стандартного диаметра. Стандартным обручем является снаряд, который одобрен Мировой Федерацией Гимнастики. Диаметр стандартного обруча 85-90 см, вес 300 гр.

Помните, что непрофессиональный обруч, созданный для игр и развлечений, а не для занятий спортом, не держит форму и быстро поломается от нагрузок, поэтому не подходит для художественной гимнастки.

Элементы с обручем в художественной гимнастике: мастерство и техника

Начало обучения

Обучение элементов с обручем в художественной гимнастике начинается с рассмотрения положения предмета. Обруч в пространство может находиться в вертикальной, горизонтальной и боковой плоскости. После ознакомления с положением, происходит обучение правильного хвата обруча. Снаряд можно держать хватом сверху или хватом снизу. При этом неважно в какой плоскости находится обруч в этот момент. Хват сверху чаще всего применяется при совершении простых элементов, хват снизу используют при сложных элементах.

После обучения захватам, юные гимнастки начинают учиться сопровождать перехваты пружинными движениями ног, для уменьшения напряжения в теле. Первое время тренер разучивает все элементы медленно, чтобы в будущем положения рук и ног при выполнении каждого движения стало автоматическое.

Одним из важных аспектов обучения работы с обручем является воспитание выполнения движений в художественной гимнастике слитно и в ритм музыки, при этом работа тела гармонично объединяется с движением предмета.

Технические недочеты

Элементы с обручем в художественной гимнастике подразумевают техническую точность, однако с первого раза идеально выполнить элемент не может никто. Для улучшения техники элементов следует заранее знать с какими техническими недочетами придется столкнуться при обучении.

Вращение

Вращение-это совершение периодичных малых кругов вокруг одной из части тела спортсменки. Основным положением выступает вращение обруча на кисти руки в любой плоскости пространства и в любом направлении. В начале обучения следует выполнять статически, после освоения можно осваивать в динамике. Для осложнения элемента можно выполнять вращения в различном темпе.

Восьмерки

Восьмерка представляет собой слитное периодичное выполнение кругов в противоположных плоскостях. Для осложнения элемента следует добавить количество вращений в первую или вторую часть восьмерки, а также осуществлять движения в различных ритмах, амплитудах или плоскостях.

Круги и махи

Являются подготовительными и связующими очень многих элементов. Производятся в вертикальных, горизонтальных и боковых плоскостях пространства. Подразделяются на 3 вида:

  • Большие – выполняются выпрямленной рукой (всем плечевым суставом);
  • Средние – производятся рукой, согнутой в локтевом суставе;
  • Малые – исполняются исключительно кистью;

, кандидат биологических наук

УПРАЖНЕНИЯ С ОБРУЧЕМ

Упражнения с обручем - прекрасное средство для развития координации , быстроты двигательной реакции , точности движений . Они увеличивают силу рук , осо бенно пальцев и кисти , эффективно влияют на формирование правильной осанки .

Обручи - пластмассовые , деревянные и дюралюминиевые - бывают разного размера . Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см , а для школьников младших классов приемлем обруч диаметром 60 см . Девочкам , у которых достаточно хорошо получаются упражнения с обручем на уроках , можно предложить более сложные - в бросках и ловле , перекатах обруча , прыжки с ним и т . п . во внеуроч ных формах занятий .

Терминология и методика обучения


Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движениями туловища и ног.


обруча и способами их изменения. Хваты бывают следующие: двумя руками снаружи (рис. 1) и изнутри (рис. 2). Обруч держат тремя пальцами (большим, указательным и средним) легко и свободно.









Рис. 1

Рис. 2

Хват обруча одной рукой (всеми пальцами) бывает сверху и снизу (рис. 3). Большой палец при этом находится снаружи.

При выполнении общеразвивающих упражнений следует указывать место хвата за обруч (за верхний край, за нижний, за середину с боков, чуть шире плеч и т.п.). Все хваты, кроме хвата сверху, обязательно указывают.


Рис. 3

Хват меняют либо небольшим броском обруча, либо перебором пальцев.

Положение обруча по отношению к полу может быть: горизонтальным (рис. 4), вертикальным (рис. 5) и наклонным (рис. 6), а по отношению к телу он может находиться в лицевой (рис. 7), боковой (рис. 8) и промежуточной (рис. 9) плоскостях.







Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8 Рис. 9


Нсшучсшыгая работа

Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы: повороты, враще ния, броски и ловля, прыжки в обруч и че рез него, маховые движения, перекаты обруча.

Повороты обруча выполняют двумя или одной руками в различных плоскостях и направлениях в сочетании с движениями туловища и ног.

Последовательность обучения 1. Вертикальные повороты обруча в ли цевой плоскости (рис. 10). И. п. - обруч вертикально вперед, хват снаружи (с боков), локти слегка согнуты. Опуская пра-


вую руку дугой книзу-влево, левую - дугой кверху-вправо, повернуть обруч вправо до скрестного положения рук (левая сверху) и вернуть его в и.п. Затем то же выполняется в другую сторону;

Вертикальные повороты обруча с дви жением туловища и ног. Например: и.п. - стойка ноги врозь, обруч вертикаль но вперед, хват снаружи. 1-2 - переда вая тяжесть на правую ногу, левую в сто рону на носок, повернуть обруч книзу-на право с наклоном туловища влево; 3-4 - обратным движением и.п. (рис. 11);

То же с приставными шагами в одну и в другую сторону.








Рис. 10


Рис. 11


Рис. 12



2. Повороты обруча в боковой плоско сти вперед и назад (рис. 12). И. п. - об руч вертикально слева, левая рука хватом снизу, правая хватом сверху. Поворот об руча вперед (локти согнуты), затем пово рот обруча назад, возвращая его в и.п.;

То же, с наклонами вперед и назад;

То же, с приставными шагами.

3. Повороты обруча в горизонтальной плоскости выполняются направо и налево


до скрещения рук из положения «обруч горизонтально вверху», хват снаружи с боков, локти слегка согнуты.

Необходимо следить за точным сохранением плоскости движения обруча (вертикальной или горизонтальной).

Вращение обруча на руках и на теле. Он вращается в различных направлениях в вертикальной и горизонтальной плоскостях равномерными движениями рук, кисти, тела.



кисть свободна, левая рука в сторону-кни-зу (рис. 13), рука впереди. Выполнить несколько раскачиваний обручем, затем, захватив его кистью, поднять вверх и, разогнув пальцы, начать вращение, делая движения рукой вверх и вниз по круговой траектории. Остановить вращение обруча, захватывая его пальцами.

Вращение обруча рукой (рис. 14). Следует энергично качнуть обруч, затем продолжать крутить его ненапряженной рукой, делая короткие равномерные движения. Вначале эти упражнения осваивают стоя на месте, а затем в движении и делая повороты на 90 и 180°.

Вращение обруча туловищем (рис. 16) начинают с энергичного толчка в сторону вращения и затем поддерживают его равномерными, круговыми движениями таза.

Эти движения надо обязательно чередовать с другими общеразвивающими упражнениями и игровыми заданиями.

Вращения должны быть равномерными, без рывков и толчков. Важно научить детей вращать обруч правой и левой рукой в отдельности, стоя на месте. Затем усвоить эти движения с пружинными движениями ног. Следует научить детей переда-


че обруча из одной руки в другую, не останавливая вращения. Обруч надо держать между большим и указательным пальцами